За лишение Карлеса Пучдемона и его соратников, бывших членов правительства Тони (Антони) Комина и Клары Понсати, проголосовало уверенное большинство депутатов парламента Европейского союза: в случае с Пучдемоном — 400 голосов за при 248 против, в случаях Комина и Понсати — 404 за и 247 против.
Парламент Евросоюза провел тайное голосование в понедельник вечером, а результаты были объявлены во вторник.
Единомышленники Пучдемона тем временем ведут переговоры о формировании нового правительства Каталонии после победы на выборах в середине февраля.
В 2017 году власти Каталонии во главе с Карлесом Пучдемоном провели референдум о независимости Каталонии от Испании, а затем провозгласили независимость. Центральные власти Испании объявили референдум незаконным, а участие в нем приняли почти одни только сторонники независимости — остальные жители Каталонии его бойкотировали.
После референдума центральные власти Испании отправили под суд 12 лидеров сепаратистов, и девять из них в 2019 году получили тюремные сроки — от 9 до 13 лет — за "подстрекательство к мятежу" и "растрату бюджетных средств" (на референдум).
Такое же обвинение предъявлено и бежавшим из Испании Пучдемону с соратниками.
Пучдемон и Комин весной 2019 избрались депутатами Европарламента, а Понсати присоединилась к ним позже, когда Британия официально вышла из Евросоюза, и ее квота в Европарламенте была частично распределена между разными странами ЕС, в том числе и Испанией.
Теперь суды стран, где живут беглецы — Бельгии и Британии (Шотландии) — будут снова решать вопрос об их выдаче Мадриду. До сих пор они отказывались это делать, ссылаясь в том числе на неприкосновенность каталонцев как депутатов Европарламента. Кроме того, правительство Испании уже обратилось и в Суд Европейского союза.
В Европейский суд собираются подать и трое каталонских политиков — об этом они объявили на пресс-конференции во вторник.
"Только Европейский суд сможет возместить тот урон демократии, который нанесен тем фактом, что трое депутатов Европарламента лишены неприкосновенности по политическим мотивам", — цитирует Пучдемона каталонская пресса.
"Это печальный день для Европейского парламента. Мы потеряли нашу неприкосновенность, но Европарламент потерял еще больше, и европейская демократия тоже понесла потери", — сказал Пучдемон.
Официальный Мадрид в лице министра иностранных дел Аранчи Гонсалес Лайя приветствовал решение Европарламента.
"Это тройной сигнал. Во-первых, этим решением они заявили, что депутат Европарламента не может прикрываться своим статусом от суда за возможные нарушения национальных законов. Во-вторых, это сигнал о верховенстве права и уважении к испанской системе правосудия. Третий сигнал — о том, что каталонская проблема должна решаться внутри Испании, а не на европейском уровне", — сказала Аранча Гонсалес Лайя журналистам, добавив, что Мадрид протягивает политическим силам Каталонии руку, предлагая искать решение на переговорах.
Карлес Пучдемон совсем недавно, в начале февраля, напоминал о каталонской проблеме во время дебатов в Европарламенте о санкциях против российского руководства за преследование Алексея Навального и его сторонников.
Пучдемон не оправдывал то, что происходит в России, но высказался в том духе, что политики Евросоюза не имеют морального права осуждать кого-то за политические репрессии, когда похожие — на его, Пучдемона, взгляд — репрессии происходят в стране ЕС.
Глава внешнеполитического ведомства ЕС, испанский социалист и каталонец по происхождению Жозеп Боррель ответил на это, что сравнивать положение в России с Испанией и Каталонией, где сторонники независимости свободно участвуют в демократических выборах, совершенно неправомерно.
На выборах каталонского парламента 14 февраля партии, выступающие за независимость — и в том числе партия, предвыборный список которой возглавлял, находясь за границей, Пучдемон — впервые в истории собрали абсолютное большинство голосов и сейчас пытаются сформировать правительство.
Разные сепаратистские партии, однако, по-разному смотрят на пути достижения незавимости: лидер ведущей партии "Левые республиканцы" Пере Арагонес, который и до выборов исполнял обязанности главы правительства Каталонии, считает, что Каталония должна идти по пути Шотландии: политическое давление на центральные власти, переговоры и в итоге — согласованный с ними референдум.