"В исследованиях поднимается ряд вопросов, в частности, об ожидаемых преимуществах и рисках, что перекликается с текущим пересмотром закона о биоэтике во Франции. Статья 17 законопроекта направлена на регулирование химерных зародышей. Это один из спорных вопросов: если Национальное собрание Франции хочет разрешить внедрение человеческих клеток в эмбрион животного, то Сенат решительно возражает против этого", — говорится в статье.
"(…) Такие исследования не предназначены для того, чтобы делать все, что угодно. Мы хорошо осведомлены об их биомедицинских, а также этических целях и задачах", — уверяет Пьер Саватье из Национального института здравоохранения и медицинских исследований (INSERM) в Лионе, который координировал французское исследование. Если бы пресловутая статья 17 была оставлена без изменения, то разрешалось бы внедрение человеческих клеток в эмбрион или живой организм животного. С другой стороны, "мы все согласны запретить обратную парадигму, которая заключалась бы во внедрении клеток животных в эмбрион человека", — настаивает исследователь.
"(…) Слово "химера" может напугать. Оно вызывает ассоциации с фантастическим существом с телом льва, головой козла и хвостом змеи. Но для исследователей химера является "биологической сущностью, созданной людьми, в которой намеренно смешаны два типа клеток, несущих разные геномы", — уточняет Пьер Саватье.
"На самом деле, химеры животных и человека были в центре биомедицинских исследований на протяжении десятилетий, и никого это не смущало. Например, исследователи вводят мышам опухолевые клетки человека, чтобы изучить биологию рака и эффективность новых методов лечения", — указывает автор статьи.
"(…) Два новых исследования описывают первые когда-либо полученные химерные эмбрионы обезьяны и человека. Обе команды использовали "индуцированные плюрипотентные стволовые клетки" (iPS-клетки). Проще говоря, это клетки, произведенные в лаборатории из клеток зрелой кожи. Они были генетически перепрограммированы, чтобы вернуться в очень незрелое, неспециализированное состояние. Тогда у них появлялся потенциал для того, чтобы превратиться в любую специализированную клетку человеческого тела. Это перепрограммирование принесло его изобретателю, японцу Шинья Яманака, Нобелевскую премию по медицине в 2012 году", — напоминает издание.
"Эти iPS-клетки часто сравнивают с реальными эмбриональными стволовыми клетками человека (ES-клетками), полученными из человеческих эмбрионов 5-дневного возраста. И iPS, и ES являются "плюрипотентными" клетками: они могут дифференцироваться в любой ткани тела", — указывает Le Monde.
"Они похожи, но не совсем одинаковы", — отмечает Фрэнк Йейтс, руководитель лаборатории Cell Techs.
"С законодательной точки зрения такое различие имеет решающее значение. "ES-клетки требуют разрушения человеческого эмбриона. И вполне нормально то, что они усиленно контролируются", — подчеркивает Фрэнк Йейтс. Действующий закон о биоэтике был принят в 2011 году. "Он однозначно запрещает вводить животные клетки в человеческий эмбрион, — объясняет Пьер Саватье. — И, возможно, запрещает — нет единого мнения среди юристов — вводить ЕS-клетки в эмбрион животного". Но это не касается iPS-клеток, поэтому разрешено то, что не запрещено", — комментирует автор публикации.
"(…) Исследование, опубликованное в Cell, в соавторстве с Хуаном Карлосом Изписуа Бельмонте, показывает более высокие показатели химеризма обезьяны и человека. В этой работе использовалась методика, описанная в 2019 году китайскими учеными: она позволяет выращивать эмбрионы макак в течение 19 дней после оплодотворения. На этой стадии развития у приматов начитает образовываться невральная пластинка — но это еще очень далеко от функционирующей нервной системы", — пишет LeMonde.
"Исследователи ввели 25 человеческих стволовых клеток (iPS-клеток) 132 6-дневным эмбрионам макак. Результаты: на 9-й день более половины эмбрионов были химерными; на 13 день химерными все еще была треть из них. Затем количество выживших эмбрионов упало: на 19 день их было всего три. Кроме того, "количество человеческих клеток не превышает 5-7% клеток химерного эмбриона", — отмечает Пьер Саватье.
"Исследователи начали определять сигналы диалога, происходящего между клетками двух видов. Эксперименты проводились в Китае; Институт Солка провел биоинформатический анализ. "Цель Бельмонте состоит в том, чтобы выяснить, почему не получается произвести человеческую поджелудочную железу у свиней, это святой Грааль регенеративной медицины", — указывает Эрве Чнайвейс, президент комитета по этике INSERM.
"В Le Monde от 9 марта 2021 года группа исследователей (включая Пьера Саватье и Фрэнка Йейтса) перечислила краткосрочные или среднесрочные результаты изучения химерных эмбрионов. Эти исследования должны помочь "расшифровать механизмы эмбрионального развития без "избыточного" использования человеческих эмбрионов в медицинских целях, путем усовершенствования технологий ВРТ [вспомогательной репродукции]; (…); изучать токсичность химических соединений или новых терапевтических молекул для клеток человека в живом организме; в долгосрочной перспективе производить ткани и органы человека для трансплантации. И в заключение: "Новый закон о биоэтике должен их регулировать, но не запрещать".
"(…) По мнению Пьера Саватье, необходимо следить за тем, чтобы ни одна человеческая клетка в эмбрионе животного не дифференцировалась в гаметы (половые клетки). Отсюда "три красные линии, которые нельзя пересекать": вклад человеческих стволовых клеток в формирование мозга, гамет или внешний вид животных. Три таких подводных камня специалист по биоэтике Стэнфордского университета Генри Грили резюмирует словами "Мозг, половые органы и красота".
"(…) На сегодняшний день "нет серьезных моральных оснований для запрета трансплантации человеческих клеток в эмбрион животного, — считает Эрве Чнайвейс. — Сенаторы создают серьезную путаницу, желая запретить эти исследовательские химеры. Речь идет о фундаментальных исследованиях, направленных на понимание условий развития и дифференцировки клеток человека. Они не имеют ничего общего с законом о биоэтике, который регулирует исследования эмбриона человека и вспомогательные репродуктивные технологии для появления будущих человеческих детей. В последнем контексте действительно законно запрещать любое добавление клеток животных".