Что произошло
На этой неделе министерство обороны России опубликовало презентацию, из которой следовало, что биолаборатории Пентагона на территории Украины разрабатывали некие проекты по распространению биологического оружия на территорию России с помощью летучих мышей и птиц.
"В интересах военно-биологической программы" из Херсонского биосферного заповедника "Аскания-Нова" выпускали окольцованных птиц, говорилось в документе. Как утверждают в российском военном ведомстве, в 2019-2021 годах в России поймали и застрелили как минимум трех взрослых самцов кряквы из Херсонского заповедника "Аскания-Нова". Были ли эти птицы носителями каких-либо инфекций, там не уточнили.
Украина отрицает какие-либо разработки бактериологического оружия.
"Я адекватный человек. Президент адекватной страны и адекватного народа. И отец двух детей. И никакого химического или любого другого оружия массового поражения на моей земле не разрабатывали", — заявил в четверг президент страны Владимир Зеленский.
В качестве "доказательств" разработки оружия минобороны России приводило документы украинского минздрава с указаниями по уничтожению патогенных микроорганизмов.
Что это за документы?
Государственное агентство РИА Новости опубликовало сканы предписаний украинского минздрава, адресованных областным центрам контроля и профилактики болезней, об уничтожении "особо опасных патогенов". Также были опубликованы подписанные акты об их уничтожении. Подтвердить достоверность этих документов не удалось.
Документы были датированы 24 февраля — якобы это было сделано, чтобы уничтожить улики после вторжения российских войск на территорию Украины.
Из документов, однако, не следовало, что эти патогены планировалось использовать как оружие — но именно так их трактуют представители российских властей.
Вскоре после заявления минобороны выпускники биологического факультета МГУ обратились с открытым письмом к прокремлевским СМИ, которые рассказывали о бактериологическом оружии.
"В списке уничтоженных штаммов, опубликованных РИА Новости и другими российскими СМИ, нет ни одного, относящегося к особо опасным, — говорится в письме. — Список содержит только штаммы, обычные для микробиологических и тем более эпидемиологических лабораторий".
"Заявление [официального представителя минобороны России] генерала Конашенкова о наличии задокументированных в представленном материале штаммах "чумы, сибирской язвы, туляремии, холеры" является чистым вымыслом", — считают выпускники биологического факультета МГУ.
Даже наличие таких штаммов в лаборатории, занимающейся особо опасными инфекциями, не свидетельствовало бы о разработке Украиной биологического оружия, подчеркнули авторы письма. Они потребовали от СМИ опубликовать опровержение "лживой информации".
Заявления о лабораториях в странах бывшего СССР представители высшего руководства России делали и в предыдущие годы. Но убедительных доказательств разработки какого-либо оружия власти России до сих пор не предоставили.
О каком оружии говорили в России
На высоком уровне слова о таких разработках впервые прозвучали в 2015 году. Тогда руководитель Курчатовского института Михаил Ковальчук выступил в Совете федерации с лекцией о "генетическом оружии".
"Одна клетка, которая имеет генетический код и саморазвивается, является оружием массового поражения. При этом, благодаря достижениям современной генетики, вы можете создавать эту клетку, этногенетически ориентированную на конкретный этнос: это может быть безопасно для одного этноса и вредоносно, смертельно для другого", — объяснял сенаторам Ковальчук.
Он брат миллиардера Юрия Ковальчука, главы банка "Россия". Оба — давние знакомые президента Владимира Путина.
Михаил Ковальчук утверждал, что такие разработки якобы ведет американское агентство DARPA (управление перспективных исследовательских проектов Минобороны США).
В 2018 году к этой теме обратился и сам Путин. Выступая на Валдайском форуме, он заговорил о якобы ведущихся разработках бактериологического оружия в Грузии. При этом он не утверждал, что такие разработки в действительности ведутся, а лишь комментировал утверждения бывшего министра госбезопасности Грузии Игоря Гиоргадзе.
Тот незадолго до этого выступил с утверждением о том, что в лаборатории, которая действует недалеко от Тбилиси под эгидой США, якобы могут производиться особо опасные бактерии и вирусы. Это никогда не было доказано, власти Грузии отвергали утверждения Гиоргадзе, а впоследствии от них отказался и он сам.
"То, что вы прочитали на сайте, вывод тех людей, которые проанализировали документы. Я сам подобный анализ не проводил. Я этого не говорил", — говорил он в интервью Би-би-си.
Гиоргадзе признавал, что не располагает доказательствами летальных испытаниях в лаборатории Лугара рядом с Тбилиси.
Гиоргадзе с 1995 года живет в Москве, а на родине обвинялся в организации покушения на бывшего президента Эдуарда Шеварнадзе.
Впоследствии в МИД Грузии предлагали предоставить доступ в лаборатории российским экспертам в составе международной группы. Россияне туда так и не приехали, но там побывал корреспондент Би-би-си. Признаков разработки секретного биологического оружия он там не обнаружил.
А в 2019 году российским экспертам предоставили неограниченный доступ в оснащенные с помощью США лаборатории в Армении. Москва подозревала, что "оружие" разрабатывают и там. Новостей о сенсационных находках за этим не последовало. До этого не удалось найти свидетельств создания биологического оружия и корреспондентам российского государственного информагентства "Спутник".
В России с подозрением относятся к действующим в закрытом режиме исследовательским центрам — в том числе потому, что финансирование их модернизации и оснащения шло через Пентагон, писал "Коммерсант". На модернизацию армянского Национального центра по контролю и профилактике заболеваний минобороны США выделило 10 млн долларов.
Российские дипломаты, а также военные и тогда заявляли, что Москву настораживает "военная медико-биологическая активность" у границ России.