В среду бывший депутат украинской Верховной рады Олег Царев, бежавший в 2014 году в Россию и ставший одним из лидеров движения за отделение "Новороссии" от Украины, заявил, что после взятия Славянска можно будет говорить о победе российской армии в Донбассе.
"Наши все ближе к Славянску. Не зря со Славянска все началось. Взяв или окружив Славянск, наши войска возьмут в котел всю группировку на Донбассе. Если это получится, то это будет означать, что на Донбассе мы победили", — написал он в "Твиттере".
Судя по реплаям пользователей, поддерживающих идею включения Донбасса в состав России, в твите Царева их возмутило слово "если". "Олег, поправка-не "если", а КОГДА!!!" — отвечает ему пользовательница с буквой Z на аватаре.
Победы всем хочется поскорее.
Чем так важен Славянск?
Город на севере Донецкой области с примерно 100-тысячным населением стал широко известен в 2014 году, когда отставной полковник ФСБ Игорь Гиркин (также известен как Стрелков, в Украине его считают военным преступником, а прокуратура Нидерландов обвиняет его по делу о сбитом пассажирском "Боинге") вместе с полусотней бойцов вторгся в Украину.
Стрелков захватил административные здания в Славянске, разместил в нем свой штаб и заявил о переходе города под контроль самопровозглашенной Донецкой народной республики.
Спустя два с половиной месяца под натиском украинской армии Гиркин и его отряд, пополнившийся за это время местными сепаратистами, покинули город и отступили к Донецку.
Как рассказывал впоследствии Гиркин, в начале своей операции он понимал, что с небольшой группой не сможет захватить крупный город, поэтому сделал выбор на Славянске — населенном пункте средней величины: "С одной стороны, [город] достаточно значимый, с другой стороны, в котором мы сможем быстро установить народную власть. Власть, поддержанную народом".
И если для поборников "русской весны" Славянск имеет символическое значение, то для ВСУ в политическом плане он важен так же, как любой другой населенный пункт Украины, а в военном — как опорный пункт и мощный укрепрайон.
Что сообщают официальные источники
Минобороны России в своем утреннем брифинге от 9 июня ни словом не упомянуло Славянск.
Генштаб Украины в четверг сообщил, что на севере Донбасса продолжаются ожесточенные бои.
"На славянском направлении усилия россиян сосредоточены на подготовке к продолжению наступления в направлении населенных пунктов Славянск и Барвенково. […] Используя результаты огневого поражения, оккупанты проводили наступательные и штурмовые действия вблизи Богородичного и Долгенького, боевые действия продолжаются", — сообщили в украинском Генштабе.
Село Богородичное расположено в 16 километрах к северу от Славянска, Долгенькое — в 22 километрах к северо-западу.
На лиманском направлении, по информации украинской армии, российские силы активных действий не вели.
"Противник продолжает безуспешные поиски слабых мест в обороне города Северодонецк", — добавляет украинский Генштаб.
Что это значит?
Российские силы продолжают операции в районе Святогорска и западнее Лимана, чтобы соединиться с войсками юго-восточнее Изюма и наступать на Славянск, поясняет в своем ежедневном докладе американский Институт изучения войны (ISW).
Атака на Славянск может быть предпринята с трех направлений — с северо-востока, со стороны недавно захваченного Лимана, с севера, со стороны взятого на днях Святогорска, и с северо-запада, где базируется крупная изюмская группировка российских войск.
Но все не так просто. С севера и северо-востока подходы к Славянску защищает естественная водная преграда — река Северский Донец с высоким правым берегом, который обороняют ВСУ. Предыдущие попытки форсировать эту реку закончились для российской армии плохо.
Для наступления на Славянск с северо-запада российским войскам не нужно переправляться через Северский Донец, но чтобы выйти хотя бы к окраинам города, им нужно преодолеть глубоко эшелонированную оборону.
Если бы заявления ДНР о начале боев за Славянск соответствовали действительности, это означало бы либо успешное форсирование Северского Донца со стороны Лимана или Святогорска с немедленным быстрым продвижением на юг — юго-запад, либо прорыв украинской линии обороны на глубину не менее 15 километров с изюмского направления.
Но таких успехов со времени перехода российско-украинской войны в стадию позиционной еще не добивалась ни одна из сторон, а случись такое — об этом немедленно раструбили бы все пророссийские СМИ.
"Доброе утро, Славянск! Ночь прошла спокойно. Троллейбусы вышли на маршруты. ПриватБанк планирует инкассацию банкоматов", — писал в среду глава Славянской военной администрации Вадим Лях.
А вот штурм украинских позиций в Северодонецке продолжается.
Что с Северодонецком?
Не считая Рамзана Кадырова, который еще 31 мая заявил о завершении "тотальной зачистки" Северодонецка, российские источники в последние дни крайне скупо освещают положение дел в городе. В основном сообщают об ожесточенных боях. Украинские, впрочем, тоже.
"Враг вел огонь по нашим подразделениям из минометов, артиллерии и реактивных систем залпового огня. Обстрелял гражданскую инфраструктуру в районах населенных пунктов Северодонецк, Лисичанск, Привиль, Устиновка, Горное и Екатериновка. По Тошковке оккупанты нанесли авиаудар и неудачно провели штурм", — сообщил в четверг Генштаб Украины.
С началом штурма Северодонецка и угрожающего продвижения российских войск к западу от Попасной военные аналитики рассматривали разные варианты реагирования украинского командования на сложившуюся ситуацию — в том числе отступления северодонецкой группировки к югу и укрепления линии фронта на опасных направлениях.
Но командование ВСУ поступило по-своему: укрепило группировку в Северодонецке легковооруженными подразделениями, что позволило совершить несколько успешных вылазок и отбросить наступавшие российские части. Одновременно из города была оттянута тяжелая артиллерия на Лисичанск, откуда, с учетом возвышенности, удобно вести огонь во всех направлениях, а также усилены фланги.
Похоже, что украинская армия намерена удерживать Северодонецк так же, как Мариуполь — оборонять городские кварталы, а потом закрепиться на химзаводе "Азот". Только с той разницей, что в Северодонецке полного окружения не будет — за спиной у обороняющихся будет не море, а река, и тяжелые батареи поддержки.