Foto: DELFI
Пурвциемс, Межциемс, Тейка, Чиекуркалнс, Югла. В этих микрорайонах Риги живет почти половина населения столицы. Что по ночам происходит в этих районах Видземского предместья Риги и в чем заключается их специфика. Об этом портал Delfi решил узнать, отправившись на ночное дежурство с экипажами Рижской муниципальной полиции (РМП), контролирующей эти территории и обеспечивающей порядок.

Первый сигнал поступает с ул. Дзелзавас, где за остановкой возле Пурвциемского рынка замечен лежащий на земле человек.

"Мужчина, вставайте, тут нельзя лежать", — говорят полицейские, пытающиеся узнать личные данные "отдыхающего". Поскольку мужчина не совсем трезв, это удается лишь с третьего раза. Проверив по базе данных, становится ясно, что он нигде не задекларирован и уже получал за это предупреждение.

"Оставьте меня тут, я же никому не мешаю. Все равно домой меня не пустят", — говорит Герберт (имя изменено), уточняя, что живет в Пурвциемсе, но из-за того, что пьян, на пороге дома спутницы жизни лучше не появляться. На предложение проследовать в приют мужчина на какое-то мгновение приходит в себя и, округляя глаза, говорит: "Нееет, не поеду, там же вши!" Как оказалось, ему уже приходилось бывать в ночлежках.

После долгих уговоров общими усилиями его удается под руки поднять с земли и усадить в машину. Полиция упаковывает в мешок личные вещи задержанного, включая огромную сумку, из которой торчат водопроводные шланги и какие-то инструменты.

"Мы вас сейчас отвезем в приют на ул. Гайзиня, вы там отдохнете, придете в себя, поспите под крышей, а не под открытым небом. А после праздников обязательно задекларируйтесь. Это можно сделать в приюте на ул. Маскавас, например. Но без декларации никак нельзя", — пытается убедить Герберта инспектор. В ответ тот лишь послушно кивает и соглашается проехаться до ночлежки возле Центрального рынка.

"Эй, дед, не грусти. Тебя сейчас картошечкой покормят", — встречают нового постояльца стоявшие у входа парни, которые, судя по внешности, давно являются постоянными клиентами этого заведения на ул. Гайзиня.

Foto: DELFI

Следующее сообщение об очередном ЧП полицейские получают с Г. Земгала гатве: заявительница сообщила, что муж не пускает ее и сына в квартиру. Экипаж долго плутает по району в поисках нужного адреса (как оказалось, дом находится в самой глубине двора).

Шум из квартиры на третьем этаже слышен даже на улице. В коридоре встречаем подвыпившего мужчину, расстроенную женщину (заявительницу) и растерянного подростка (сын заявительницы). Как оказалось, к приезду полицейских им удалось попасть в дом, поскольку к мужу пришел приятель, и ему нужно было открыть дверь.

"Он постоянно поднимает на меня руку. Вот неделю назад нам утроил очередной скандал, после чего я вместе с детьми ушла из дома. И что мне делать? Сама живу, бог знает где, сын не может в школу ходить. А этот (муж — прим. редакции) живет в свое удовольствие, водит в дом компании. И вообще меня теперь не пускает на порог", — рассказывает полицейским Илона (имя изменено).

После выяснения отношений на повышенных тонах работникам РМП удается успокоить супругов и начать разбираться в конфликте. Как оказалось, квартира официально принадлежит супругу, но платит за нее жена. Этот же факт подтверждает и ее сын-старшеклассник, который также рассказал, что отчим регулярно обижает мать.

После 20-минутного препирательства супруг Андрей (имя изменено) с нарочитой демонстративностью одевается и заявляет, что уходит переночевать к матери, правда, обещает обязательно вернуться, чтобы добиться справедливости.

"Это что ж получается: меня из собственного дома выгоняют!" — кричит Андрей и, уходя, забирает ключи жены от квартиры. В итоге, Илона с сыном остаются в доме, но дверь закрыть не могут.

"Если он вдруг вернется и начнет скандалить, сразу же вызывайте полицию," — советуют полицейские, которые, проверив базу данных, устанавливают, что Андрей страдает от вредной зависимости.

Кстати, спустя пару часов уже с другим экипажем полиции мы встретили мужчину на кольце 6-го трамвая на Югле. Он подошел к полицейским, объяcнил, что его выдворили из дома, и просил, чтобы ему помогли разобраться в ситуации. Ему советуют написать заявление с указанием всех нюансов дела и отнести его в управление.

Foto: DELFI

На часах 02.18, поступает звонок от обеспокоенного жителя, который увидел пьяного молодого человека, заснувшего на чужом автомобиле. Спустя несколько минут экипаж приезжает на Бривибас гатве, где и находит юношу.

"Эй, с тобой все в порядке?" — спрашивает сотрудник полиции.
Судя по запаху, который чувствовался даже на расстоянии пяти метров, парень явно перебрал с выпивкой, а слегка "приукрашенное" лицо как бы намекало, что вечер начинался с душевной гулянки в компании друзей, но закончился конфликтом. Увидев следы крови, полицейский достал телефон и вызвал бригаду медиков: "Так надо по протоколу", — пояснил тот.

Скорая помощь приехала быстро, в течение минут пяти, однако из машины никто не спешил выходить. Пассажирское стекло опускается, и далее происходит диалог между фельдшером и стражем закона. По непонятной причине медики не хотели осматривать молодого человека, да и, честно говоря, сам парень того не желал, поэтому полицейские попросили написать хотя бы заключение о том, что задержанный находится в состоянии алкогольного опьянения.

После того как "скорая" уехала, сотрудники муниципальной полиции начали оценивать "ущерб", нанесенный автомобилю, пока молодой человек на нем спал. Как говорится, классика жанра — лобовое стекло в остатках ужина, а крыло "декорировано" следами крови.

"Ты ведь понимаешь, что если владелец машины обратится в полицию с заявлением, то должен будешь понести ответственность", — предупреждает полицейский. "Да… ну и дела… Влип", — заплетающимся языком отвечает парень. Стоит отметить, что юноша вел себя весьма прилежно и адекватно, насколько это возможно, будучи пьяным. Он не сопротивлялся, не придумывал историй, а лишь смиренно признавал свою вину. Кажется, этот инцидент ему послужит хорошим уроком, что всему нужно знать меру, даже накануне государственных праздников.

Зафиксировав данные "пострадавшего" автомобиля, полицейские узнали у парня, где он проживает: оставлять человека в таком состоянии на улице совесть не позволяла. Оказалось, что юноша является студентом, и в данный момент живет в общежитии на Тейке, но вот незадача — дежурный-то может и не впустить. То ли дежурные сейчас стали более понимающими, то ли просто со сменой повезло, но парня без каких-либо разговоров впустили. Милая дама в очках занесла в журнал какие-то пометки, улыбнулась и сказала: "Рано они с друзьями, конечно, начали праздновать 18 ноября, впрочем — с кем не бывает".

Горе-студент тем временем уже подписал все бумаги, после чего страж порядка протянул ему шариковую ручку и сказал: "А это тебе сувенир от Рижской полиции самоуправления с напоминанием о сегодняшнем вечере. Береги себя".

Парень взял "презент", по-доброму улыбнулся и ответил: "Спасибо".

Foto: LETA

После успешного завершения задания под названием "Бедный студент, пьяный студент" полицейский микроавтобус отправился патрулировать район Тейки. Одинокие дома, пустые улицы, вокруг тишина да покой — всегда бы так. Машина поворачивает на ул. Вайрога, и тут в свете фар показываются три маленькие фигурки. Фигурки начали ежиться и кутаться в шарфы, закрывая лицо. Такая реакция, безусловно, послужила сигналом для блюстителей порядка, посему было ясно — надо проверять.

Полицейские медленно подъезжают, опускают окно и, не задав ни единого вопроса, начинают изучать лица. Вероятно, что это такой своеобразный психологический трюк — смотреть на реакцию людей и ждать, пока они сами себя выдадут. Однако, как позже признался полицейский, ничему подобному курсантов не обучают, скорее, прием, который приходит с опытом. В общем, перед нами стояли две совсем юных девушки и парень.

Спустя секунд 20 последовал первый вопрос: "Что вы в три часа ночи делаете на улице? Разве не нужно быть дома?". Подростки ответили что-то вроде: "Мы ненадолго вышли, вон в том доме живем". Далее все по стандарту: употребляли ли они спиртное, персональные данные, номера телефонов родителей. Как оказалось, обеим барышням всего по 15 лет, а их другу — 16. При этом все отрицали, что пили алкоголь. После этого полицейский вышел из машины, наклонился и поднял на четверть пустую бутылку ликера Jägermeister, рядом с которой стоял лимонад (без "запивона" ведь нельзя).

Молодежь попросили сесть в автомобиль, где им сказали ждать другой экипаж, который их и доставит в участок. Пока экипаж ждет подкрепления, парень и девушки сидят в полицейском авто: одна постоянно звонит подруге и, сдерживая слезы, рассказывает, что их задержали. Парень времени даром не теряет и делает сэлфи в салоне полицейского бусика.

Когда девушек забрали, парень поведал, что он и вправду живет в ближайшем доме, и скоро за ним спустится мама. Было решено подождать. За это время юноша объяснил, что ничего не пил, и в принципе не планировал встречаться со знакомыми — девушки, возвращаясь с какой-то посиделки, позвонили ему полчаса назад и предложили спуститься, чтобы поболтать. История звучала весьма правдиво, а поведение молодого человека не вызывало каких-то особых подозрений. С ним провели профилактическую беседу и передали матери.

Но оставалось еще незавершенное дело, поэтому экипаж поспешил в участок. Две любительницы Jägermeister прошли анализ на алкотестере, который подтвердил наличие алкоголя в организме. Девушек нужно было каким-то образом передать родственникам, поэтому начался обзвон. Оказалось, что оба родителя одной из них находятся за пределами Латвии, и в стране остались лишь старшая сестра и двоюродный брат. Уточнив, что оба они являются совершеннолетними, полиция согласилась передать девушку.

Со второй задержанной затруднений никаких не возникло, за ней в скором времени приехал отец. Итог: протоколы составлены, родители информированы, девушки проведут остаток ночи дома, а конфискованная бутылка горячительного напитка утилизирована.

Foto: aculiecinieks

"Если сравнивать Видземское предместье с другими районами Риги, то можно сказать, у нас тут как-то спокойней. Конечно, периодически что-то случается. Вот, например, социальные дома на ул. Бранткална, Улброкас, Иерикю и Буртниеку. Там постоянно что-то происходит. Зависит это не только от выходных или праздников, а от того, когда люди получают пенсию, зарплату или пособие", — говорит старший инспектор управления Видземского предместья Инесе Клявиня.

...Остаток ночи проходит в штатном режиме: полицейские патрулируют улицы Видземского предместья и проблемные адреса. На этот раз экипаж проверял объекты Staro Rīga, установленные в Пурвциемсе и на Тейке, жутковатые заброшенные огороды на Яунциема гатве, дворы на ул. Дзелзавас, где беспечные автолюбители побросали свои машины на тротуарах. Утром многих ожидают "горчичники" за неправильную парковку. Это вообще отдельная тема для репортажа. К сожалению, полиции приходится регулярно навещать такие дворы и наказывать нерадивых водителей. Вопреки сложившемуся мнению, полиция делает это не по своей инициативе.

"Мы прекрасно понимаем, что сегодняшняя инфраструктура спальных районов, построенных в "прежние" времена, абсолютно не соответствует тому количеству автомобилей, которые есть в пользовании жителей, потому сами туда "не лезем". Практически в каждом таком дворе живет хотя бы один возмущенный человек, который регулярно сообщает о нарушителях, будь-то телефонный звонок, сообщение на мобильное приложение Муниципальной полиции, или заявление. Вот тогда мы и вынуждены проезжать по дворам и наказывать за неправильную парковку. Часто бывает, что такие вызовы приходят из-за одного особо наглого водителя, но страдают многие, так как проехать мимо уже нельзя по закону", — пояснил заместитель начальника Рижской муниципальной полиции Андрей Аронов.

Пока экипаж едет по Чиекуркалнсу, приходит сообщение о веселой компании на ул. Мейю. Обычная история: молодежь уже начала что-то отмечать, забыв при этом после 22.00 сделать музыку тише. Разумеется, соседям это не по душе, и они вызывают стражей порядка. Как оказалось, к даме пришел кавалер с друзьями. Выпили, повеселились, послушали на максимуме мелодии и ритмы зарубежной эстрады. Хозяйка квартиры — молодая девушка с алкогольным румянцем на щеках — жеманно соглашается, что с децибелами и вправду переборщили и заверяет: "Больше такого не повторится. Вот честно-честно вам говорю".

В эту ночь в зону инспектирования входят и пустыри вдоль железной дороги в Чиекуркалнсе, лесные массивы в районе ул. Шмерля и С. Эйзенштейна, окрестности школ и детских садов. В зоне особого внимания, как обычно, ночные магазины и многочисленные бары и кафе. И хотя 18 ноября был выходной день, на этот раз ночь накануне праздника выдалась относительно спокойной и без драматических событий.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!