C 1 января 2016 года российские суды могут налагать аресты на имущество иностранных государств в России, если эти государства позволяют себе подобное в отношении российского имущества на своей территории. Новые положения закона, в частности, помогут российским инвесторам защищать свои права и привлекать к юридической ответственности иностранные государства. В контексте нововведений на повестке дня вновь могут возникнуть спорные решения по резонансным делам Latvijas Krajbanka, банка Snoras и авиакомпании airBaltic, которые до сих пор вызывают серьезные вопросы у международных экспертов.
Как пояснил порталу Delfi адвокат Сергей Мирзоев, на сегодняшний день в российский суд могут обратиться те инвесторы, чьи права были нарушены иностранным государством. Для этого достаточно действующего соглашения с иностранными государствами. Напомним, ранее российское право исходило из концепции "абсолютного иммунитета", что не позволяло, например, налагать арест на имущество иностранного государства в России без согласия этого государства. Также этот факт ограничивал инвесторов, которые для рассмотрения споров, связанных с инвестициями, ранее были вынуждены обращаться в международный арбитраж. Теперь же РФ будет следовать концепции "ограниченного иммунитета", отказавшись от 25-летней политики самоограничения.
На основе нового закона суд может ограничить юрисдикционный иммунитет только для случаев коммерческих споров. Юристы в этом случае говорят о частноправовых отношениях, т. е. таких, где главными оказываются предпринимательство, инвестиции, займы, коммерческая собственность и что-либо иное, связанное с бизнесом.
"Все мы помним судебные разбирательства с участием российских олигархов в Лондоне. С начала 2016 года российский суд уполномочен рассматривать споры между российскими бизнесменами и иностранными государствами. В частности, появился шанс у Калининградской области вернуть свое имущество в Вильнюсе — особняк в центре города. Не останутся в стороне и другие дела, по которым суды Латвии или Литвы принимали несправедливые, необоснованные, а иногда даже политически мотивированные решения! Это касается, например, и экспроприации банка Snoras в Литве", — пояснил г-н Мирзоев, добавивший, что в РФ уже учрежден Фонд защиты прав Российских инвесторов, который координирует работу по изучению обстоятельств экспроприации банка Snoras.
Для того, чтобы российский суд принял к рассмотрению дело, спорный вердикт по которому был вынесен судом иностранного государства, потерпевшая сторона должна представить экспертное заключение специалистов МИД РФ, признавших факт необоснованного решения.