Fоtо: Shutterstock
Квартплата 557 евро в месяц за жилье площадью 42 квадратных метра. Подогрев воды — по 7-10 евро за один куб. Аренда хозяйской земли под домом — 41.40 евро ежемесячно. Добро пожаловать в мир рижанки Ларисы Кузнецовой, проживающей всю свою жизнь на ул. Индрану, 11. Многолетние тяжбы с владельцем возвращенной недвижимости, а затем и с управляющим довели 42-летнюю женщину до полного отчаяния: оставшись с двумя маленькими детьми на руках, она продолжает бороться с системой. "Я загнана в угол. Что мне остается? Выйти на центральную площадь с сыном, дочкой, канистрой бензина и зажигалкой, чтобы на нас обратили внимание? Это больно и несправедливо", — говорит Лариса. Но обо всем по порядку.

"Геноцид" со всеми удобствами

Эта история с денационализированной трехэтажкой в центре Риги похожа на десятки других: в начале 90-х годов у многоквартирного дома номер 11 по ул. Индрану объявился наследник — Альфонс Сирмайс, который приходился сыном жене бывшего домовладельца. В течение пяти лет с его стороны не последовало никаких нововведений в отношении жильцов, позже выяснилось, что изначально ему отказали в денационализации дома, т.к. он изначально не мог предоставить документы, удостоверяющие его родство с прежними хозяевами. В 1997 году жильцам разрешили приватизировать жилье, а в 1998 году Комиссия Рижской думы по приватизации приняла решение об ускоренной приватизации квартир, чем, разумеется, все и поспешили воспользоваться.

"Жилье приватизировала и моя мама, получившая в этом доме квартиру много лет назад, и моя семья. Мы купили квартиру прямо под мамой, чтобы быть рядом. Но все оказалось не так, гладко, как мы думали. Сирмайс спустя 7 лет подал в суд и доказал свое право на дом, потребовал отменить приватизацию пяти квартир из 12. Затем дело рассматривали в Верховном суде. Тяжбы растянулись на несколько лет. И об этих имущественных процессах известили и Рижскую думу, но чиновники вовремя не передали информацию Комиссии по приватизации, а та и выдала нам соответствующие разрешения на приватизацию", — рассказывает Лариса Кузнецова.

Судебные разбирательства вокруг денационализированного дома начались 5 марта 1998 года и завершились победой жильцов 28 октября 2009 года. Больше десяти лет суды различных инстанций разбирались в нюансах и хитросплетениях закона о денационализации и закона о приватизации жилья. Этот процесс стал едва ли не первым прецедентом в этой сфере. Но ставить точку в этом деле было рано, ведь после суда и без того не самая безоблачная жизнь жильцов превратилась в кошмар, который продолжается и по сей день.

Сомнительное собрание и новые тарифы

"Сирмайс изначально не собирался заниматься этим домом. Как мы поняли, он просто хотел его продать. Когда же суд встал на нашу сторону, он вообще отказался содержать здание в порядке. Крыша текла так, что куски штукатурки отваливались кусками. В негодность приходил и фасад. Повсюду плесень, слезшая краска, трещины, увеличивающиеся с каждым годом в размерах. Не говоря уже о таких мелочах, как просто поменять лампочку в подъезде", — поясняет Лариса.

Обслуживанием дома занималось домоуправление Rīgas namu pārvaldnieks. Поскольку Лариса проявляла активную гражданскую позицию и постоянно указывала на недочеты в ведении хозяйства домом, ей предложили поработать там дворником.

"Да, я мыла полы и стены, подметала улицу. При этом у меня была и основная работа. Но, поскольку это мой дом, я согласилась. Получала я за свой труд 35 латов. Воду изначально вообще брала у себя дома. Фактически, мыла полы за свой счет. Я ревностно следила за порядком. Всех моя работа устраивала. Но в начале 2015 года меня вдруг ставят перед фактом: я больше не дворник. Оказывается, Сирмайс — уже сын Альфонса — создал товарищество "Indranu nams 11". Якобы этому предшествовало собрание, на котором его утвердили. Поскольку большая часть квартир в доме принадлежит Сирмайсу и его семье, то им ничто не помешало это сделать. Правда, нас на это собрание никто не позвал, и нашего мнения по этому вопросу никто не спрашивал", — рассказывает Лариса Кузнецова.

По ее словам, на момент создания общества задолженность Сирмайса перед RNP составляла 13 000 евро. Однако это не помешало департаменту РД передать жильцов со всем им накопительным фондом злостному должнику. Новые хозяева круто взялись за жильцов. Отныне плата за один квадратный метр жилья стала составлять 1 евро. Все свои платежи, включая за воду, жильцы — и приватизированных, и арендованных квартир — производили на счет общества.

Крик о помощи

"У Сирмайса — а по доверенности домом управлял Витольд Пейпиньш — перед Rīgas ūdens была задолженность. То есть мы — жильцы — всегда вовремя рассчитывались за получаемые услуги, переводя деньги на его счет. Как вы знаете, жильцы не могут заключить прямой договор с поставщиком услуг. Но Сирмайс-то деньги эти оставлял себе. В итоге, сначала нас предупредили, что отключат воду, а потом в один прекрасный день нам действительно закрутили вентиль. Вы можете себе представить ситуацию в XXI веке, когда вы в своей квартире не можете помыть даже руки. Дочка мылась в бассейне, а по нужде приходилось ходить в пакеты. Разве это не издевательство?" — задается вопросом Лариса.

Как отмечает Кузнецова, новое общество не удосужилось заключить договор с RU. Нет договора — нет воды. После многочисленных заявлений и хождениям по инстанциям, а также вмешательства журналистов, 21 января 2016 года Пейпиньш все-таки подписал договор с Rīgas ūdens.

В доме, где проживает Лариса, нет теплового узла: жильцы получают тепло из соседнего дома, расположенного по адресу ул. Индрану, 9. Там же находится и теплосчетчики. Правда, хотя в доме номер 9 — 17 квартир, а в доме номер 11 — всего 12, теплозатраты делят на равные части.

"Но мы не получаем отопление в должной мере. Посмотрите, у меня маленькая квартира, но она никогда не прогревается. Я уже не говорю о теплой воде", — говорит Лариса.
Чтобы разобраться со счетами, которые с 2015 года стал выписывать новый управляющий, Лариса обратилась в соседний дом, где установлен общий теплоузел. Рассчитала, сколько, исходя из единого тарифа на горячую воду и тепло, может быть квартплата в жилье с ее метражом. Разумеется, сумма отличалась.

Дом превращается в дом-признак, в котором постоянно что-то происходит. Давно прохудилась крыша. Лариса, когда еще работала дворником, сама чинила ее подручными средствами: укладывала картон, стелила пакеты, расставляла ведра и миски. Кстати, ведра, тазы и картон до сих пор никуда не делись.

"Управляющий — а сейчас управление нашим домом доверено известному в народе своими "успехами" Витольду Пейпиньшу — этот человек создал Ассоциацию управляющих жильем, сделал себе офис в квартире на ул. Коюсалас, 25 и творит все, что ему заблагорассудится. У нас же он сначала с согласия домовладельца постоянно повышает плату за квартиру. Тарифы на вывоз мусора тоже растут: сначала было 1,90 евро, потом цена выросла до 2,83 евро. Повышают тарифы за землю. Сейчас Сирмайс хочет получать с жильцов за квартал столько, сколько раньше за год. Но я узнавала в Рижской думе: за все эти годы земля не подорожала, почему он берет с жильцов больше и на каком основании, нам никто не отвечает.

Нам страшно пользоваться водой, потому что тогда счета станут вообще астрономическими. Когда мы с остальными жильцами попросили объяснить нам обоснованность счетов, то получили отказ. Кто-то из соседей, не выдержав постоянного стресса, оставил жилье и переехал в другое место. У меня же семейные обстоятельства сложились таким образом, что еще одну квартиру в нашем доме пришлось купить. Взяла кредит, но жилье так и оказалось невостребованным", — поясняет Лариса Кузнецова.

Поскольку жильцы проиграли в суде процесс по законности признания общества, разморозился и суд по задолженностям жильцов. Управляющий, который в течение трех лет продолжал начислять долг Кузнецовой, обратился в суд. Согласно материалам гражданского дела, которое рассматривал суд Видземского предместья Риги, с 1 января 2015 по 1 марта 2018 года ее задолженность по квартирам в общей сложности составила 7453, 19 евро. Все это время Лариса платила за землю, за воду (платила напрямую поставщику). При этом, за пустующую квартиру, в которой никто пока не живет и ничем не пользуется, счета выписываются на 1 000 евро и больше. Еще перед судом Лариса взяла кредит и частично погасила задолженность, внеся 5 000 евро. На суде Пейпиньш заявил, что она все еще остается должна 8 000 евро.

Управляющий: обещаю довести злостную неплательщицу до банкротства

Президент Латвийской ассоциации управляющих недвижимостью Витольд Пейпиньш в разговоре с порталом Delfi был прямолинеен и заявил, что на компромисс в случае с Ларисой Кузнецовой не пойдет:

"Лариса Кузнецова — злостная неплательщица, которая годами ищет причины, чтобы не платить за жилье и коммунальные услуги. В начале 2015 года жильцы дома номер 11 по ул.Индрану создали товарищество, на собрании которого было принято решение, что теперь за 1 квадратный метр жилплощади надо платить не 40 с чем-то центов, а 1 евро. В этом доме 12 квартир, большинство собственников квартир проголосовали за это решение. Никто в этом случае не нарушал закон, значит, надо просто платить по 1 евро. Но Кузнецова усомнилась и в законности собрания, и в законности принятого решения, после чего подала на товарищество в суд.

В этот период — с 2015 по 2018 год — она платила столько, сколько считала нужным, за это время за все ее квартиры накопился внушительный долг — около 8 000 евро. Из-за нее у дома возникла задолженность по отоплению. Поставщики услуг нас предупредили, что отключат отопление, подали на товарищество в суд. Я вам честно скажу, все судебные издержки и штрафы по этому делу я тоже заставлю оплатить Кузнецову, потому что это происходит только из-за нее. Была еще одна собственница квартиры, которую все не устраивало, но она сейчас продала квартиру и собирается переезжать.

Что же касается отопления, то ситуация действительно неординарная. Теплоузел располагается в соседнем доме, и жильцы дома номер 11 по ул. Индрану фактически стали заложниками ситуации. Rigas siltums подает тепло, а домоуправление распределяет плату на два дома. И с жильцов дома номер 11, например, берут не только деньги за непосредственно полученное отопление и подогрев воды, но также и за посреднические услуги, и за поддержание в порядке теплоузла. И всего этого и складываются большие суммы: по 7 евро за подогрев 1 куба горячей воды. Не я лично это придумал, мне это решение тоже кажется нечестным, но все происходит на законных основаниях, поэтому остается только платить. И, кстати, платят все, кроме Кузнецовой.

Эти многолетние тяжбы и ее претензии не приведут к хорошему. Да, придется прибегать и к повышению квартплаты, потому что она не хочет платить или платит столько, сколько ей кажется правильным. Эти суды идут бесконечно. Один процесс — по долгам Ларисы за квартиры — был временно заморожен, но после решения суда в пользу товарищества он возобновляется. Но, в итоге, все закончится тем, что я с помощью суда сделаю ее банкротом и опишу все ее имущество. Может быть тогда человек поймет, что законы придумали для того, чтобы им следовать".

Вместо эпилога

Чем закончится это противостояние между собственником дома, управляющим и бунтующей владелицей квартир дома по ул. Индрану, 11, судя по позиции сторон, почти предрешено.

"Хорошо помню тот разговор в Рижской думе, куда я пришла несколько лет назад со своим грудным сыном. Как нам обещали не отдавать дом на откуп каким-то обществам. Но итог таков, что до нас никому нет никакого дела. Муниципальное предприятие выставляет счета обществу, а то делит эти несколько тысяч на свое усмотрение. Посмотрите на мои счета: я каждый месяц должна по 400 евро и больше.
Сейчас из-за проволочек юристов мы пропустили сроки подачи кассации по делу о незаконности товарищества "Indranu nams 11", поэтому "разморозился" суд по делу о взыскании с меня большого долга. Я, конечно, могу взять очередной кредит в банке и заплатить за квартиру. Но где гарантия, что в следующем месяце по вине управляющего-самодура квартплата не перевалит за 1500 евро? Кто сможет помочь мне и моим детям? Может быть, найдется юрист, который сможет мне помочь в этом споре?" — резюмировала Лариса Кузнецова.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !