Fоtо: DELFI
Дело задержанной в понедельник по делу о взятке в размере 20 тыс. евро депутата Рижской думы, отстраненной от должности заместителя ректора Латвийского университета Байбы Броки не имеет политической подоплеки. Так считает генпрокурор Латвии Эрик Калнмейерс, который пришел в передачу "Действующие лица" на LR-4 ответить на вопросы ведущей Валентины Артеменко и журналиста портала Delfi Кристины Худенко.

"Как только какая-то правоохранительная институция начинает какие-то уголовно-процессуальные действия в отношении людей, в какой-то мере связанных с политической деятельностью, то первое утверждение: это политический заказ, — возмущен Эрик Калнмейерс. — Мы даже шутили, что неплохо бы принять закон, определяющий периоды, в которые запрещено проводить следственные мероприятия против политиков — перед выборами, после выборов, перед формированием правительства, после его составления… И как тогда работать? Получается, всегда можно найти повод для утверждения, что это политический заказ".

В данном случае генпрокурор никакого политического заказа не видит: "В Бюро по борьбе с коррупцией поступила информация, которую необходимо проверить. Была проведена работа до возбуждения уголовного дела и после него. Следователь пришел к выводу, что собрано достаточно информации для проведения конкретных следственных действий — они сейчас уже известны. Названы и конкретные лица, которые не отрицают, что против них провели процессуальные действия по подозрению во взяточничестве".

По словам генпрокурора, на данный момент у этих "конкретных лиц" — статус подозреваемых, который установил следователь: "Он утверждает, что у него есть основания считать, что они совершили какие-то (незаконные) деяния. Но не утверждать это. Статус обвиняемых не применен. Все по закону. Надзор за делом производит отдел по особо важным делам Генпрокуратуры. Следственные действия, на которые требовалось получить согласие судьи, были одобрены".

Калнмейерс объяснил, почему данное дело может не завершиться быстро: "Надо иметь в виду, что речь идет не о текущих делах, а о событиях из прошлого. Эти случаи труднее расследовать и добывать доказательства по ним. Вот, когда взяточника ловят на месте, тогда обычно все быстро происходит — там нет никаких сомнений".

По его словам, у правоохранительных органов не было никакого желания устраивать из этого дела шумиху. "Но если сотрудники органов порядка приходят в публичное учреждение (университет), это не может пройти незаметно". Калнмейерс считает, что речь не шла о пожертвованиях политической партии: "Как это прозвучало в СМИ, деньги были перечислены в Федерацию биатлона. Но у следователя есть основания считать, что за это пожертвование Федерации биатлона были обещаны какие-то действия — противозаконные. Надо разобраться, так это или нет".

Генпрокурор предположил, что, возможно, настало время пересмотреть всю систему пожертвований политическим партиям, контроль за которыми ведет Бюро по борьбе с коррупцией. Калнмейерс указал на то, что латвийский Закон о лоббировании до сих пор не вступил в силу ("тут нужна политическая воля парламента"). По его словам, международные антикоррупционные организации, такие как GREKO, настоятельно рекомендуют это сделать, чтобы поставить рамки и условия, как все должно происходить.

Как сообщалось, в среду из изолятора Госполиции в Чиекуркалнсе были освобождены Байба Брока, а также задержанные вместе с ней предприниматели Ивар Миллерс и Гунтис Равис.

Ранее в KNAB агентству LETA сообщили, что бюро получена информация о том, что должностное лицо, будучи заместителем председателя комиссии по закупкам, возможно, действовало в интересах конкретных предпринимателей. Имеющиеся факты дают основание полагать, что должностное лицо, заранее договорившись, приняло от предпринимателей взятку, которая была оформлена как пожертвование одному из обществ. Сумма предполагаемой взятки составляет не менее 20 000 евро.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !