Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал законным задержание бывшего президента Банка Латвии Илмара Римшевича в 2018 году.
В пресс-релизе ЕСПЧ говорится, что на момент ареста Римшевич являлся президентом Банка Латвии (БЛ), а также членом Генерального совета Европейского центрального банка (ЕЦБ). 17 февраля 2018 года Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) задержало бывшего президента БЛ по подозрению во взяточничестве в связи с ликвидацией Trasta komercbanka. Свою вину в содеянном экс-глава ЛБ не признает.
В своем постановлении ЕСПЧ подчеркнул, что после задержания Римшевича освободили в установленные законом 48 часов, а также ему была определена конкретная сумма залога для того, чтобы он не находился под стражей.
Также в приговоре указано, что согласно латвийской нормативно-правовой базе, для его задержания не требовалось разрешение судьи. Римшевич также указал суду, что, по его мнению, KNAB необходимо было принять во внимание его статус в ЕЦБ и вытекающий из этого иммунитет, но ЕСПЧ признал, что иммунитет не применим в конкретном случае, поскольку правонарушения, инкриминируемые Римшевичу, не были связаны с его деятельностью в Европейском Центробанке.
Ранее уже сообщалось, что KNAB арестовал Римшевича и бизнесмена Мариса Мартинсонса в феврале 2018 года. Генеральная прокуратура предъявила Римшевичу обвинение во взяточничестве, а Мартинсону — в поддержке взяточничества.
Римшевича обвиняют в получении взятки — оплачиваемой поездки на отдых, а также в получении взятки — денег. Его также обвиняют в отмывании денег. Римшевич неоднократно отрицал свою вину в инкриминируемых ему преступлениях.
Надзирающая за делом прокурор Йиргена ранее заявила, что KNAB возбудил это дело после заявления двух представителей Trasta komercbanka (TKB). Бывший член правления TKB Виктор Зиемелис и бывший акционер, покойный ныне Игорь Буймистерс фигурируют в деле как лица, передавшие взятки. Однако они освобождены от уголовной ответственности, поскольку добровольно обратились в правоохранительные органы с информацией об этом.
К Римшевичу ранее применялись такие меры, как запрет на приближение к определенным лицам, то есть ему было запрещено встречаться с действующей сотрудницей и бывшей главой Комиссии рынка финансов и капитала (ФКТК) Иреной Крумане, а также Зиемелисом и Буймистерсом.
Ранее Йиргена сообщала, что в 2010 году один из акционеров банка обратился к Римшевичу с просьбой помочь в вопросах, связанных с ФКТК, предложив в обмен Римшевичу оплачиваемый отпуск на Камчатке. В свою очередь, в 2012 году этот акционер вместе с еще одним неоднократно обращались к Римшевичу с просьбой о помощи в других вопросах, связанных с ФКТК. В качестве оплаты за свои услуги Римшевич запросил 500 000 евро, которые должны были быть выплачены двумя частями — одна до и одна после решения Финкомиссии.
Прокурор ранее подчеркивала, что после соглашения 2010 года Римшевич неоднократно консультировал акционера Trasta komercbanka, таким образом пытаясь повлиять на решения ФКТК. Такого рода консультации предоставлялись и после соглашения 2012 года. И хотя главе ЛБ удалось повлиять на принятие решений ФКТК, которые были явно благоприятными для Trasta komercbanka, в то же время были приняты и неблагоприятные решения.
В качестве одной из форм помощи, оказываемой Римшевичем, прокурор назвала помощь в подготовке ответов на вопросы, заданные ФКТК в связи с проблемами ликвидности банка и вопросами относительно нерезидентов.
Йиргена также объяснила, что Римшевич не смог полностью выполнить то, что от него требовалось, поэтому ему была выплачена только первая часть, т.е. 250 000 евро. Из разъяснения прокурора следует, что Мартинсонс выступал в роли посредника — он получил 10% от общей суммы взятки. Прокурор добавила, что взятка была дана наличными.
Римшевич и Мартинсонс также обвиняются в отмывании денег в размере 250 000 евро. Генпрокуратура считает, что взятку в размере 250 000 евро Римшевич использовал для покупки недвижимости от имени компании, совладельцем которой он тайно являлся. Обвинение связано со сделкой, в ходе которой компания MM Investīcijas, официально принадлежащая Мартинсону, приобрела недвижимость в Юрмале, на улице Базницас, 2.
После ареста Римшевичу запретили занимать должность президента Банка Латвии. Однако в предыдущем решении EST пришел к выводу, что фактическое отстранение Римшевича от занимаемой должности на время расследования не было достаточно обоснованным. Суд постановил, что он должен быть восстановлен в должности, на которой он и находился до конца срока.