Foto: PantherMedia/Scanpix
Человеческое тело — очень сложный и почти совершенный механизм. "Почти" потому, что все же случается так, что наше же тело ставит нас в тупик и совершает вещи, которые редко объясняют в школах и которые уж точно невозможно объяснить с помощью бытовой логики или применяя знания, полученные в других областях. Вот, например, пять наиболее распространенных "глюков" — и то, как их объясняет современная наука.

Foto: PantherMedia/Scanpix

Иногда бывает так, что мы невольно замечаем, как перед глазами плавают "круги" или изогнутые "капли" — особенно хорошо они видны в хороший солнечный день. А уж про эффект "звезды из глаз", возникающий при резкой тряске или столкновении головой с чем-либо (а также при прикладывании существенных усилий) слышали точно все. Эти эффекты даже могут напугать — особенно детей или подростков, которые испытывают их впервые. Но бояться не стоит.

На самом деле человеческий глаз сделан из желеобразной жидкости, которая меняется по мере того, как стареет весь организм. У действительно пожилых людей эта жидкость становится по-настоящему тягучей. Однако ее частицы могут становиться, наоборот, более "сжиженными", что позволяет им выделятся на фоне остальной массы и иногда даже объединяться вместе, становясь относительно большими и видимыми для человеческого глаза. "Поплавав" перед ним они, рано или поздно, опускаются на дно глазного яблока и больше нас не беспокоят.

Что касается "звезд из глаз", то эти яркие точки называются зрительными фосфенами, возникающими в момент, когда клетки сетчатки подвергаются постороннему воздействию (удар, сильное напряжение, разряд электричества по коре головного мозга), что заставляет их ложно срабатывать и "вспыхивать" так, словно на них попал яркий свет. Очень много очень тонких лучиков яркого света — "звезды".

Но самое интересное другое. Большинство людей, если очень постараются, могут, глядя на чистейшее голубое небо, увидеть белые точки, "пляшущие" по краям поля зрения. Это ничто иное как белые кровяные тельца, "беснующиеся" в кровеносных сосудах глаза! Увидеть их собственными глазами и без микроскопа можно только на идеальном синем фоне при ярком свете.

Foto: Reuters/Scanpix

Далеко не все испытывали на себе этот эффект, но те, кому "повезло" хотя бы однажды, вряд ли забудут его — внезапная и резкая головная боль в области лба, настолько сильная, что можно на несколько секунд потерять ориентацию в пространстве. После этого, как правило, начинает сильно болеть голова. Все это происходит на фоне употребления холодных продуктов, чаще всего — мороженого. Эффект носит название "обморозил мозг".

Проблема в том, что мозг "глупый" и реагирует на физиологические раздражители физиологической же реакцией. Иногда в момент, когда неба во рту достигает особенно ударная порция мороженого, мозг получает сигнал, что "телу очень холодно" (настолько холодно, что даже во рту — "ледяная пустыня"). Что делает мозг? Паникует и в попытке "спасти замерзающего" резко увеличивает кровяное давление, расширяя сосуды везде, в том числе и в мозге, а это приводит к сильной головной боли.

Единственное средство от этого — сообщить мозгу, что "все ок", то есть быстро привести температуру "поверхностей" рта в состояние нормы. Выпить глинтвейна или, на худой конец, набрать в рот теплой воды.

Foto: PantherMedia/Scanpix

Если вы никогда не пробовали это прежде, вперед — почистите зубы, а потом хлебните своего любимого апельсинового сока из холодильника. Лучше стойте рядом с раковиной в этот момент — вкус настолько отвратительный и "химический", что вам немедленно захочется выплюнуть эту гадость. Никакой магии в этом нет — одна химия. Для некоторых детей это становится первым уроком "занимательной химии".

Шокирующая правда: если в зубной пасте оставить только те вещества, которые на самом деле чистят зубы (ну и вкусовые добавки — чтобы не совсем уж жестоко было), то такая паста не будет ни пениться, ни оставлять после себя во рту приятное и ставшее почти обязательным "ощущение чистоты". За достижение этих двух эффектов отвечают вещества на основе лаурилсульфата натрия, ставшие практически стандартом де-факто для производителей зубных паст.

Беда в том, что лаурилсульфат натрия попутно наносит "побочный урон" по вкусовым рецепторам, временно покрывая их тончайшей пленкой, которая ответственна за искажение вкуса многих продуктов (особенно достается сладкому, соленому, горькому). Теперь вы точно уверены в том, что зубы надо чистить исключительно после еды.

Кстати, справедливости ради — в природе все же существуют пасты без лаурилсульфата натрия (английская аббревиатура — SLS). Только, покупая такую, не удивляйтесь тому, что она "поломана" — не пенится и странная на вкус.

Foto: PantherMedia/Scanpix

Тема чувствительная, однако, медицинский факт остается медицинским фактом — некоторые из мужчин хотя бы раз в жизни испытали эффект "синей мошонки". Она действительно синеет. Происходит это тогда, когда мужчина был очень близок к оргазму, однако, по каким-то причинам так его и не достиг.

Повинны в проявлении этого эффекта кровеносные сосуды. В момент, когда мужчина готов к семяизвержению, к его половым органам приливает особенно много крови, после чего артерии "закрываются" до того момента, как происходит, собственно, сам процесс — после этого они вновь раскрываются и кровь отливает ("мавр сделал свое дело, мавр может уходить").

Однако если семяизвержения не происходит, "глупый" организм снова "теряется" и начинает упорно ждать, когда же "это" все же произойдет. Кровь, лишенная кислорода, приобретает синий цвет, а поскольку поверхность мошонки обильно покрыта кровеносными сосудами, то создается впечатление, что она приобрела синий цвет. Все это, как правило, сопровождается чувством давления и довольно ощутимой боли. Особо волноваться, впрочем, не стоит — раз или два в жизни это не опасно.

Foto: PantherMedia/Scanpix

Немного солнца — это всегда хорошо. Кожа становится чуть темнее, а также бесплатно, то есть даром, получает немного витамина D. Но стоит переборщить — и вот они, ожоги от загара и 1-2 дня сильной боли вкупе с гиперчувствительностью кожи. Сходили, называется, на пляж.

Истина заключается в том, что эти ожоги — радиационные. Ровно такие же можно получить, если погулять там, где люди не ходят без костюмов радиационной защиты или при облучении во время некоторых медицинских процедур. В случае с солнцем не все так драматично, это всего лишь ультрафиолетовое излучение, однако организм все равно отвечает на него воспалением (естественная физиологическая реакция нашего "глупого", как мы уже выяснили, организма), попутно увеличивая кровоток к поврежденным клеткам, чтобы они могли быстрее восстановить поврежденные участки. Поэтому "неестественный" красный цвет кожи, как раз очень даже естественный — организм пытается "починить" кожу, пока на ней не появились язвы, опухоли, заражение, гангрена, ампутация или смерть… ой, мы увлеклись.

Другой вопрос — почему кожа при этом становится гиперчувствительной? Нет, не потому, что "она же обожжена", этого недостаточно для гиперчувствительности. Этот вопрос долгое время был тайной для ученых, однако последние исследования предполагают, что во всем виноват некий протеин, который помогает управлять иммунным ответом на ожог, а попутно, в качестве побочного эффекта, делает кожу очень чувствительной. Еще один "глупый" механизм нашего тела, который во времена отсутствия мыла, повязок и сильных медикаментов не давал пещерному человеку касаться обожженного места его грязными лапами и не позволял, таким образом, заносить смертельно опасные инфекции.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!