Деньги, вложенные государством в латвийскую национальную авиакомпанию airBaltic в течение многих лет, никогда не были стоимостью авиакомпании, заявил в интервью LETA президент и исполнительный директор airBaltic Мартин Гаусс.
Он пояснил, что это с этого факта и начались проблемы, потому что стоимость компании сегодня не соответствует стоимости вложенных когда-то в нее денег. "Я очень хочу, чтобы люди это поняли. Давайте предположим, что стоимость компании сегодня составляет 100 миллионов евро. Государство инвестировало 526 миллионов евро в течение многих лет. Согласитесь, что то, что государство инвестировало в течение многих лет, сегодня уже не имеет такой же ценности", - сказал Гаусс.
Он подчеркнул, что стоимость компании определяется тем, сколько кто-то готов заплатить в данный момент, чтобы приобрести 100% акций компании.
"Когда государство все эти годы вкладывало в компанию деньги, это не было стоимостью компании. Поэтому, когда вы уменьшаете уставный капитал, вы не уменьшаете стоимость", - отметил Гаусс.
Комментируя вопрос о том, не требует ли решение о сокращении основного капитала airBaltic одобрения Европейской комиссии (ЕК), чтобы оно соответствовало условиям предоставления помощи во время пандемии Covid-19, Гаусс сказал, что для этого не требуется никакого одобрения.
"Изменения в балансе, в основном капитале сопровождаются списанием непокрытых убытков. Основной или акционерный капитал в балансе показывается со знаком плюс, а непокрытый убыток - со знаком минус. Соответственно, если снижается основной капитал, или положительная сторона, то убытки, или отрицательная сторона, должны быть списаны, чтобы не изменился собственный капитал предприятия", - говорит Гаусс.
Он добавил, что цель изменений - уменьшение основного капитала для возможности выпуска новых акций, но при этом собственный капитал компании остается неизменным и не окажет никакого влияния на стоимость компании.
"Для этого нам не нужно одобрение ЕК. Общественное обсуждение заключается в том, что мнение министра сообщения о том, как это сделать, отличалось от того, говорят наши советники, которые являются глобальными банками. Они говорят, что для достижения успеха на рынке нужно действовать именно таким образом. Результат для собственного капитала компании тот же, потому что капитал не меняется и стоимость компании не меняется", - пояснил Гаусс.
Комментируя тот факт, что налогоплательщики хотят получить свои деньги обратно, Гаусс сказал, что полностью их понимает. "Я говорил, что стоимость этих инвестиций будет полностью возвращена, и я остаюсь при своем мнении", - подчеркнул Гаусс.
Он добавил, что для увеличения стоимости компании кто-то должен сказать, что хочет купить ее за сумму, превышающую 100 миллионов евро.
"Кто-то со стороны должен увидеть более высокую стоимость компании. Обычно это достигается, если ваша компания более рентабельна, у вас более высокая прибыль, больше земли и так далее. Чтобы показать более высокую ценность, мы должны быть более ценными, и теперь речь идет не о деньгах", - сказал Гаусс.
Глава airBaltic объяснил, что для поддержки Covid-19, которая была предоставлена по всей Европе, условием для airBaltic являлось то, что государство должно доказать, что компания имеет положительную ценность.
"Ценность, а не деньги. И давайте вспомним, что поддержка Covid-19 составила 340 миллионов евро. На что мы потратили эти 340 миллионов? Мы потратили эти деньги, когда самолеты стояли на земле, а не летали. Мы платили зарплату нашим сотрудникам. Мы платили по счетам, в том числе и государству. В нашем случае мы говорим, что стоимость компании, даже с учетом этих денег, может вернуться", - подчеркнул Гаусс.