Foto: F64

Жители Латвии охотно верят в конспирологические теории и не очень доверяют власти. Власть даже в критический момент сортирует людей на тех, кому помогать и кто "сам виноват". Раньше недовольные голосовали чемоданами, а что станут делать теперь, когда границы закрыты? Глава центра исследования общественного мнения SKDS Арнис Кактиньш моделирует ситуацию, исходя из собранных знаний о нашем обществе.

Портал Delfi продолжает серию публикаций, в которых пытается заглянуть в будущее — как ближайшее, так и отдаленное, за грань кризиса (здесь — интервью антрополога Клавса Седлениекса). Социологи и социальные антропологи сегодня крайне осторожны в высказывании мнений. Подобных ситуаций мир не знал минимум век — со времен "испанки". Но тогда обстоятельства были другими и мобильность людей на порядки ниже. И все же, зная, какие помыслы и стремления одолевали латвийское общество накануне пандемии, можно сделать определенные предположения, как оно себя поведет в дальнейшем.

Такие обстоятельства, как уровень агрессии и доверие/недоверие к отдельным структурам государства, стремление к личной гигиене, желание собрать чемоданы и хлопнуть дверью, не перекроишь по-новому за три недели, а вот усугубить в критической ситуации — вполне реально. Социолог Арнис Кактиньш взялся поразмышлять на эту тему.

Как нам быть — руки мыть или не мыть?

- Эпидемиологи всего мира считают одним из главных видов профилактики Covid-19 — мытье рук. А что у жителей Латвии с тягой к гигиене?

- В 2014 году мы участвовали в большом международном исследовании на эту тему. И вряд ли с того времени у людей был повод что-то существенно поменять. В то время жители Латвии в мировом масштабе не особо блистали чистотой — мы были в последней трети таблицы, между Пакистаном и Австрией. Только 65% латвийцев утверждали, что после посещения туалета всегда автоматически моют руки с мылом. Впрочем, хуже Латвии результат был у России, Италии, Испании, а у Японии и Китая — сильно хуже.

- По результатам кажется, что Covid-19 и вправду "болезнь грязных рук"?

- Я бы не стал делать поспешных выводов. Скорей всего, грязные руки — часть правды. Если смотреть на статистику заболевания в Латвии, то факт, что в 2014 году тут не очень мыли руки, пока не особо нам вредит. Возможно, тут есть и фактор совпадений. Скажем, в распространении коронавируса у наших северных соседей драматическую роль сыграл волейбольный матч (массовое заражение жителей Сааремаа началось после приезда на остров волейбольной команды из Италии, — прим.ред.). Но подобный матч вполне мог случиться и в Латвии. Нам повезло.

- Зато нам на руку играет то, что мы не очень контактное и довольно разобщенное общество…

- Тут соглашусь. Латвийцы не кидаются при первой возможности друг другу на шею. Если посмотреть на индикаторы урбанизации и плотности населения, то и тут мы однозначно лучше северной Италии. Конечно, в Риге есть довольно плотные районы как Пурвциемс, Плявниеки и Иманта, но думаю, что и там, так же как в центре города, где живу я, последние дни заметно опустели улицы и кафе. Полагаю, что люди, у которых есть загородные дома и родственники в сельской местности, отправились на изоляцию туда. У значительной части латышскоговорящего населения такая возможность есть, чего, скорей всего, нельзя сказать о русскоязычной части населения.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!