Fоtо: Anna Jurkovska
Когда думаешь о балеринах, в голове невольно вырисовываются образы картин Дега: эфирные, недосягаемые, почти магические создания, в движении танца "парящие" над сценой, поражающие своей красотой и пластикой. Но что на самом деле стоит за этой мнимой легкостью? Солистка Латвийского Национального балета Иева Рацене поделилась с порталом DELFI своей историей и рассказала о том, чем современной балерине приходится платить за "счастливую жизнь на сцене".

В мыслях о порхающих танцовщицах я едва не проглядела, как Иева подошла к кафе, где мы договорились встретиться. Первое, что сразу "подкупило" меня — светлая улыбка этой девушки. Стереотип о заносчивости и сложном характере балерин разрушился примерно на втором предложении нашего разговора. Еще через несколько минут стало понятно, что передо мной — абсолютно нетипичная представительница своей профессии.

Непокорное дитя танца: как становятся балеринами

Наверное, дело в моем характере. Я очень упрямая. Если мне говорили, что я чего-то не могу, то мне непременно нужно было доказать обратное. Причем, в первую очередь — самой себе.

Шоколадки и голодовки: чем на самом деле питаются танцовщицы


(c) Anna Jurkovska

Один из самых распространенных стереотипов о балеринах, конечно же, относится к режиму их питания: "Да ведь они ничего не едят! Им же ничего нельзя!", "Эти девочки изнуряют себя голодовками", — я то и дело слышу подобные заявления от людей, не связанных с миром танца. Признаться честно, я и сама долгое время думала, что для поддержания формы артистам балета приходится строго ограничивать себя в еде. На поверку же все оказалось совершенно иначе.

"Во время работы над новыми постановками хореограф дает нам такое количество информации, что перерывы мы используем для ее обработки, а не для походов в столовую. Конечно, балерины не питаются одними лишь салатными листьями. Наоборот, самая распространенная еда для нас — это шоколадные батончики. Они всегда под рукой, и дают много энергии. Кроме того, в маленькое театральном кафе даже при желании не могла бы поместиться вся труппа, поэтому часто мы перекусываем прямо в зале для репетиций", — говорит Иева.

Артистка говорит, что самой ей с фигурой повезло, да и находясь в постоянном движении потолстеть не удалось бы даже при желании. И, хотя она не отрицает, что кому-то из девушек с более медленным метаболизмом приходится во имя искусства лишать себя десертов, но залогом стройности при этом, все же, считает именно плотный график тренировок. Ну а что случится, если из отпуска балерина вернется на работу слегка округлившейся?

"У нас уже давно никого специально не взвешивают. Если кто-то набирает лишние килограммы — это остается на его или на ее совести. Если у танцора есть смелость выйти на сцену в непонятно какой форме, то пожалуйста. Тебя оттуда не выгонят. Но ведь надо понимать, что балет — эстетическое искусство, поэтому ты должен знать меру. И потом, партнеру в танце нужно тебя как-то поднимать", — заключает Иева.

"Если нога не сломана в трех местах, ты будешь танцевать"

Во-первых, танцевать может лишь изначально физически здоровый человек. Во-вторых, балет не прощает слабости. Если у тебя не сломана нога в трех местах и нет разрыва ахиллова сухожилия, то ты в любом случае продолжишь танцевать. Хотя бывали случаи, когда и после столь страшных травм танцоры все равно возвращались на сцену.

Личные отношения: с кем встречаются артистки балета?

Прикосновения мы воспринимаем совершенно иначе, чем "обычные люди". Для нас это — часть профессиональной деятельности. А человек не из балета, увидев, что его девушка-балерина касается кого-то, скорее всего, испытал бы ревность. Просто нам легче друг друга понять.

Шехеразада, фея и куртизанка: о любимых ролях и Полунине

(c) Anna Jurkovska

За последние семь лет Иева Рацене успела выступить в Италии, Испании, Греции, Финляндии, Франции и Китае, но, по ее словам, сцена в Латвии все равно милее других, и на "Ла Скалу" балерина бы ее не променяла: "Здесь — дом, а там другой репертуар и совсем другая политика. Мы много знаем, но мало говорим", — смеется артистка. Тогда я насчет ее любимых постановок.


Роль сильной и независимой царевны Шахерезады, спасшей от смерти молодых жен Шахрияра, по признанию самой Иевы — одна из самых сложных в ее карьере. Однако балерина тут же оговаривается: "Все роли, которые я исполняла — являются для меня любимыми, будь то куртизанка в "Ромео и Джульетте" или Дездемона в "Отелло", или юная Хлоя в "Болеро" или роли в "Жизели" и "Баядерке". А вот самой волнительной моей ролью точно была "Карабос". До того, как сыграть ее в "Спящей Красавице", я работала в театре всего два месяца. Такого стресса в моей жизни не было ни до, ни после. Слава богу перед выступлением мы сделали прогон".


Продолжая тему страхов и смелости балерин, мы возвращаемся к теме уверенности в себе, и я вспоминаю великолепного танцовщика балета, бывшего премьера Ковент-Гардена, Сергея Полунина, известного своей страстью к "сценическому хулиганизму". Иева оживляется:


"Я думаю, феномен Полунина заключается в его особой уверенности — не высокомерной, а такой теплой и притягательной. Именно она, и еще харизма, конечно, позволяют "играть со зрителями". Мне было бы приятно, чтобы меня видели столь же уверенной, хоть это и не всегда так. Внутри может твориться многое, но при этом главное для артиста — правдоподобно сыграть свою роль", — откровенно рассказывает балерина.

Стрельба, лошади, рок-музыка и другие хобби хрупкой девушки

Когда у меня случаются выходные, я могу провести их дома с книгой и чашечкой чая, или, в зависимости от настроения, поехать в конюшню к лошадям, которых очень люблю. Когда приезжаешь к ним — кажется, что время останавливается! А еще мне иногда нравится пострелять в тире из револьвера или пистолета.

Есть ли жизнь после балета: Иева Рацене о своем будущем

Балет — это любовь. Это самоотверженность — каждый день, каждый час и каждую секунду. Но это того стоит. Мы здесь все по любви. Потому что каждый из нас сделал этот выбор. Случайных людей среди артистов балета просто нет.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !