Весной 2020 года еще никто не знал, как долго продлится пандемия, ограничения и дистанционное обучение. Но вот позади год и есть статистика, которая красноречиво показывает, что в 2020-м выросло и число тех детей, которым требовалась психоэмоциональная помощь, и их средний возраст. Если до пандемии в 2019 году в стационаре Клиники психиатрии Детской больницы неотложная помощь понадобилась 147 детям, то в прошлом году — уже 184. Большинство из них — 163 — были в возрасте от 11 до 18 лет.
В больнице Gintermuiža в Елгаве, где психиатрическую помощь оказывают также детям, число помещенных в стационар подростков выросло с 277 (2019 год) до 313 (2020 год). Аналогичная тенденция зафиксирована в Даугавпилсской психоневрологической больнице — в 2019 году в стационаре находилось 164 подростка, в прошлом году — 178.
По словам детского психиатра Никиты Безбородова, в стационар обычно попадают самые неотложные, тяжелые случаи. До 2019-го помощь требовалась безотлагательно в среднем в год третьей части пациентов, а в прошлом году уже больше половине детей. Их средний возраст — 15 лет. Клиника психиатрии Детской больницы условно разделена на две части: для маленьких детей и детей постарше. Однако с осени в стационаре находятся в основном подростки. Еще одно изменение — к настоящему моменту на четыре дня увеличилась средняя продолжительность лечения в стационаре (в среднем подростки проводят там две недели).
Число амбулаторных визитов в Клинику психиатрии тоже существенно выросло — почти на полторы тысячи: в прошлом году с психиатром или наркологом консультировались 5382 ребенка, из них 60% — подростки.
О том, что молодым людям сейчас приходится нелегко, свидетельствуют также данные Центра ресурсов для подростков. До пандемии в среднем его специалисты получали 100 заявок с просьбой оказать помощь, однако в январе этого года таких было 145, в феврале уже 183. По сравнению с первыми двумя месяцами прошлого года, спрос на помощь психолога вырос примерно на 20%.
Почему возникли проблемы
Ситуация усугубилась осенью 2020 года, когда в школах из-за эпидемиологической ситуации возобновилось дистанционное обучение. С этого момента подростки все чаще говорят об усталости, тревожности, неспособности концентрироваться, а также о том, как им надоел экран компьютера и разногласия в семье, перечисляет психолог Центра ресурсов для подростков Эмилс Удрис.
Детский психиатр Никита Безбородов подчеркивает, что в настоящий момент в обществе в целом царит высокий уровень тревоги. Никто не знает, насколько стремительно будет распространяться новая разновидность Covid-19, какие решения относительно новых ограничений примет правительство, когда получим вакцины. "Это нормальная психологическая реакция — неизвестность и неопределенность повышает тревогу", — объясняет Н. Безбородов.
Большую роль в подростковые годы играет также принадлежность к какой-то группе, поскольку это помогает экспериментировать со своим имиджем и формировать свою идентичность, напоминает Э. Удрис. Однако в нынешних условиях ограничения мешают и отделиться от родителей, и встречаться с друзьями.
Также в этом возрасте важна организованная среда. "Школьная жизнь создавала структуру жизни, были события, которые повторялись с определенной регулярностью, в школе можно было социализироваться, общаться", — указывает Н. Безбородов. Поэтому отсутствие школьной жизни в привычном ее понимании является еще одной причиной, способствующей эмоциональной чувствительности.
Как помочь подростку
Специалисты призывают родителей ослабить хватку и не стараться всеми силами оградить ребенка от гаджетов, потому что сейчас они позволяют общаться, участвовать в разных мероприятиях, создавать видеоклипы, обрабатывать фотографии, учиться чему-то новому. Но, конечно, вы должны знать, что именно делает ваш подросток в компьютере или телефоне, только собирайте информацию в дружественном тоне, не будьте слишком назойливы и настойчивы.
Не отпускайте ситуацию на самотек — контролируйте происходящее. Если вы видите, что с ребенком что-то не так (не справляется со своими повседневными обязанностями, ухудшилась успеваемость, потерялся интерес что-то либо делать, резко изменилось поведение), что его что-то беспокоит, поговорите с ним, хотя бы озвучьте свои чувства, мысли, выразите свою поддержку, чтобы подросток знал и чувствовал, что о нем заботятся, что он нужен.
Если подросток чем-то интересуется, это очень хорошо. Поддерживайте в нем это увлечение!
Проводите время вместе (смотрите фильмы, пеките пироги и т.д.) — подросток будет чувствовать связь с семьей, что тоже является существенной опорой под ногами.
Очень важно мотивировать молодых людей выходить на улицу — на прогулку, пробежку и т.д. Из-за повышенной тревожности некоторые настолько замыкаются в себе, что выйти куда-то для них становится настоящим вызовом, отмечает Э. Удрис, добавляя, что если уж выходят, то очень быстро ощущают улучшение — становится даже физически легче дышать.
Если же ничего не помогает, то детский психиатр Никита Безбородов советует обратиться к семейному врачу. В ближайшее время медики получат рекомендации, в какой ситуации пациенту требуется дать направление к клиническому психологу или психиатру. Планируется, что с 1 апреля будут оплачиваться консультации у психолога, если у вас было направление от семейного врача.
В Детской больнице тоже готовы оказывать помощь: если она нужна как можно быстрее, то подросток получит ее в течение 7 дней, если же проблема не требует незамедлительного решения, то первая консультация будет предоставлена в течение месяца.
Наблюдайте за своими детьми и разговаривайте с ними, чтобы они чувствовали себя любимыми и нужными.