Издание Privāta Dzīve поговорило с местными деятелями культуры, руководителями театров и меценатами. Многие из них уверены, что бездумно отказываться от всего русского неправильно.
Руководитель Латвийской Национальной оперы и балета Эгил Силиньш уверен, что запрет на русскую классику станет потерей для общества. По его словам, пока никто из зрителей не обращался с просьбой сменить репертуар, также никто из исполнителей не поднимал этот вопрос.
Оперный певец Янис Апейнис, игравший Онегина в течение 10 лет, считает большой глупостью смешивать политику и искусство: "В свое время я выступал в Санкт-Петербурге, теперь это осталось в прошлом. Не буду выступать в стране, где у власти такой человек. Однако мне непонятно, зачем втягивать в эту войну русских композиторов, которые к тому же давно ушли в мир иной. Ни у Пушкина, ни у Чайковского нет ничего общего с происходящим сегодня! Поэтому я продолжаю петь в операх Чайковского".
Художественный руководитель Латвийского Национального балета Айвар Лейманис утверждает, что важнее не бороться с русскими авторами, а подумать, как помочь украинцам: "Мы приняли в труппу украинских балерин. И нашу следующую премьеру создают украинцы. Наш приоритет - поддержка Украины. Сотрудничество с российскими хореографами исключено. Однако произведения русских авторов в нашем репертуаре останутся. Если кто-то из работников откажется от участия в проектах с русской классикой, ему будет предоставлен отпуск за свой счет. Эту политику определило руководство".
Владелец арт-центра Zuzeum и меценат Янис Зузанс уверен, что следует убрать из публичного доступа художников и деятелей, поддерживающих путинский режим. Однако гениальные люди прошлого - Чайковский, Достоевский, Толстой, Пушкин - не виноваты в том, что Путин начал войну в Украине. "Эти люди создавали шедевры мирового масштаба - это неоспоримо. Мы ведь не перестали слушать Вагнера только из-за того, что он был любимым композитором Гитлера?".
Директор театра Dailes Юрис Жагарс согласен, что "красная линия", по которой стоит отсеивать русских деятелей - это их отношение к событиям после 24 февраля 2022 года или к аннексии Крыма. "Если бы Пушкин и Чайковский были живы, они, скорее всего, сейчас не находились бы в России. Мне хочется верить, что у них была бы позиция, как у многих из нынешней российской интеллигенции, которые эмигрируют и категорически осуждают войну".
Глава Национального центра кино Дита Риетума объясняет, что есть рекомендация министерства культуры не сотрудничать с российскими компаниями и распространителями. Однако это лишь рекомендация: "Кинотеатры и телевидение не подчиняются нам, и каждый независимый коммерсант сам принимает решение о репертуаре. Вопрос российских фильмов больших волнений пока не вызывает. На латвийских телеканалах российской продукции сейчас нет. Но утверждать, что отныне мы навсегда исключим русскую классику из репертуара, было бы выражением ограниченности".
Янис Вимба, директор Латвийского Национального театра, считает, что многие путают постановки русских авторов с постановками на русском языке: "Это две разные вещи. В нашем театре идет постановка Михаила Булгакова на латышском языке и мы продолжаем ставить произведения русских авторов. Мое мнение - нам нужны и классические, и современные постановки, говорящие о происходящем в соседней стране, и в мире в целом. И еще, в нашем обществе мало дискутируют об этом. Дискуссии нужны громкие, искренние, чтобы мы могли договориться о том, что же такое хорошо и правильно для нас, принимая во внимание ситуацию в Украине".