Foto: Jānis Deinats/JRT

Реконструированный Новый рижский театр открылся премьерой спектакля "Секта толкователей снов" - о народе, который потерял государственность, язык и исчез. Сюжет рассказывает о событиях 6-10 веков и проходит через все точки разлома дня сегодняшнего - Киев, Иерусалим, коварные русские правители. За два часа действа режиссер и хореограф Алвис Херманис уплясывает труппу до изнеможения — говорят, так в былые времена излечивались от коллективного стресса.

Сам Алвис Херманис, с 90-х годов оставивший актерскую профессию, выходит на сцену в самом начале и ближе к концу спектакля. К смертельной коллективной пляске не подключается... Зато Чулпан Хаматова подключается — она женщина, разливающая сны и мгновенно меняющая лица...

История "хазаров": ценности, язык, государственность


Постановкой "Секта толкователей снов" по книге сербского писателя Милорада Павича "Хазарский словарь", глава НРТ собирался открыть обновленное старое здание НРТ еще прошлой весной.
Foto: Jānis Deinats/JRT
Херманис рассказывал, что изначально искал материал, где у всех актеров будут роли. Чтобы это был спектакль о труппе и истории НРТ. О характере актера и театра в целом. При этом постановка должна была метафорически отражать сложные времена, в которых мы живем, судьбу Латвии и ее возможное будущее. Чтобы это было путешествие во времени и пространстве.
Трудно представить, как справился бы гугл-поиск или искусственный интеллект с таким многоступенчатым поисковым запросом, но Херманису эта задача удалась вполне.
Точкой пересечения всех красных линий стала легенда (или документальная история?) о хазарах, живших "именно там, где сейчас идет война, меж двух морей". Но настоящая их жизнь велась не в состоянии бодрости, а во снах...

Хазары - кочевой и воинственный народ, скорей всего тюркского происхождения, который достиг пика могущества в 9-м веке, когда его царство простиралось от Карпат до Волги. Считается, что они достигли высокого уровня цивилизации, но до наших времен не дошло ни строчки на их языке. Выбирая среди трех больших религий, окруживших регион, они остановились на иудаизме. В 10-м веке их завоевали русские правители. Утратив государственность, хазары стали терять этническую идентичность. И растворились...

Foto: Jānis Deinats/JRT
Описанная Павичем история хазаров считывается и как метафоричный рассказ о сути театра: сидящие во тьме люди, наблюдающие за другими людьми, которые прикидываются тем, чем не являются на самом деле. На грани сна. Одновременно это метафора мира и времени, в котором мы все сегодня оказались — того, где хочется проснуться и убедиться, что все происходящее — лишь страшный сон.

Сон прорывается в явь: любовь ПеткУТИНА и кАЛИНЫ


Реконструкция театра затянулась, а тема становилась все актуальнее. За этот год эмоциональные на грани истерии посты Херманиса в соцсетях превратились в дополнительный раздел к хазарскому словарю, продолжая и развивая темы. Отдел защиты языка возглавила почетная зрительница театра Лиана Ланга. В демоны и шайтаны были вписаны просочившиеся к власти "Прогрессивные". Киев, Иерусалим, коварные русские правители — все закровоточило с новой силой.

Foto: Jānis Deinats/JRT
Все темы Павича-Херманиса как будто прошли реконструкцию вместе с театральным зданием. Оформились новые люди с меняющимися лицами: одна только поездка Евгения Миронова в Мариуполь, чего стоила считавшему его другом Херманису.

Снова возникла тема двойников правителей: у Павича каган (правитель, пришедший на смену выборных) убивает своего двойника, которого держали за решеткой, пока тот не вырос до угрожающих размеров… Снова прошлое превращается в будущее (можем повторить?). Дочери — в своих матерей (Мизулины?). Шайтан забирает у принцессы пол (знакомый кошмарчик). У путницы - паспорт, который на Востоке считался западным, а на Западе — восточным (помолчим).

Foto: Jānis Deinats/JRT
Сквозная линия текста — языковой вопрос. По Павичу "судьбы всех людей в книгах народов записаны во вселенной, где каждая звезда представляет собой гнездо и уже сформированную жизнь каждого народа или языка". Хазарский язык в конечном счете сохранился только благодаря попугаям, которые запомнили и разнесли его по другим птицам. Но что с того хазарам?
И совсем уже нереальное созвучие — имена главной любовной пары: Калина и Петкутин, которого "она обожала и заставляла мочиться в себя". Или ПеткУТИН и кАЛИНА? С запахом крови и терзающими их душами умерших.

Жуть. Особенно, когда поворачиваешь голову, а в соседнем зрительском кресле — юноша в образе Иисуса с седым усом. Именно такой у Павича заглядывает в чужие сны, после чего "глаголы в их речи приобретали более важную роль, чем существительные, которые при малейшей возможности вообще выбрасывались".

Танцуют — все! Почти


Более двух часов отнюдь не сонного действа 23 актера (многим из которых хорошо за 50, а кому-то - и еще хорошее) выплясывают по периметру самые невообразимые хореографические пассажи в непривычном хитросплетении тел. Кружащиеся дервиши кусали бы локти от зависти. Кто же тот непреклонный укротитель мышц и звуков? И что это все значит?

На этот вопрос подробно отвечают 3-я и 10-я страничка театральной программки.

Хореограф — Алвис Херманис.

Foto: Jānis Deinats/JRT
"Танцевальная чума" (хореомания) — до конца не объясненное явление 7-17 веков, когда один человек или группа начинали безудержно, днями и ночами, танцевать, а прохожие, "заражаясь" от них, присоединялись к кружению, уплясываясь иногда до смерти от сердечного приступа, удушья или физического истощения. Самая яркая вспышка такой "чумы" случилась в 1518 году в Страсбурге, когда в танец затянуло около 400 человек, а умирали до 15 в день.

Одна из современных гипотез, объясняющих явление - пищевое отравление психоактивными продуктами спорыньи, поражающей разные злаки. Театральная программка этой версии не доверяет: "чума" захватывала регионы, где эти злаки не произрастали. Выдвигается версия, что танцевальная истерия вспыхивала на территориях, которые переживали серьезные катаклизмы и сотрясения — пляски были психореакцией на коллективный стресс.

Foto: Jānis Deinats/JRT
В репертуаре НРТ "Секта толкователей снов" вписана более десятка раз в короткий срок после премьеры. Не считая репетиций. Все билеты проданы. По счастью, в обновленном и расширенном вдвое театре нашлось место для многочисленных диванов и матрасов, где актеры могут забыться во сне реальном. Если, конечно, туда не пожалует безжалостный седоусый демон и не отберет существительные в пользу глаголов.

...Сам Херманис выходит на сцену первым. В своей постановке он един в пяти или шести лицах: режиссер, актер, автор драматургии, хореограф, художник по костюмам и художественный директор. Вполне вероятно, что он стал бы и сценографом, но вся сценография "Секты" заключалась в принесенных актерами подушках - такие хазарские женщины получали на смерть мужа-война, чтобы хранить в ней слезы. В остальном сценографию составила свежереконструированная сцена Большого зала, в которой, впрочем, отказались от сценического круга, сохранив свойственную НРТ склонность к простоте - пусть дорогими технологиями развлекаются конкуренты...

Представляя спектакль в начале сезона, он обещал "сделать что-то, чего мы никогда раньше не делали". Его герой каган принимает настолько важное решение об идентичности своего народа, что "у него умерли на голове волосы и он понял, что это значит, однако пойти на попятный уже не мог".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!