Новый Рижский театр не хочет восстанавливать портрет патриарха латвийского театра Эдуарда Смильгиса (1886–1966) на брандмауэре реконструированного и отреставрированного здания театра на Лачплеша. Об этом в сети Facebook написал худрук НРТ Алвис Херманис. Мотивация: режиссер успешно сотрудничал с советской властью. Пост дал старт бурной дискуссии — что можно считать коллаборационизмом и правильно ли обнулить заслуги тех, кто в свое время нашел общий язык с оккупантами. Например, что говорить про Паулса и Скулме?
Знакомый всем рижанам черно-белый портрет основателя Художественного театра Латвии Эдуарда Смильгиса был создан легендарным фотографом Гунаром Бинде в 1965 году, за полгода до смерти театрального деятеля. Фото появилось на стене здания на Лачплеша в начале 90-х, когда Новый Рижский театр начал работу в помещениях бывшего ТЮЗа, а раньше — театра "Дайлес".
Как объяснил свое решение того времени Алвис Херманис, лицо Смильгиса тогда стало предупреждающим действием от хищных намерений одного шведского банка, который собирался выдавить театр и захватить здание. "В качестве "защиты" — мол, смотрите, это культурно-исторический объект", — пояснил Херманис.
В 2006 году фото отреставрировали. Первоначальный замысел автора реконструкции здания архитектора Зайги Гайле предусматривал восстановление изрядно потрепанного временем портрета. Херманис заявил, что он — против.
В качестве альтернативы Херманис предложил увековечить на стене картину классика латышской живописи Яниса Розенталса "Из церкви" ("После службы"), которую тот написал в качестве дипломной, заканчивая обучение в Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Чтобы продолжить чтение, оформите абонемент.
Пожалуйста, подождите!
Мы подбираем для вас наиболее подходящее предложение подписки...
Предложение о подписке не отображается? Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или перезагрузите страницу.
В случае вопросов пишите на konts@delfi.lv