Foto: DELFI

Накануне создания нового правительства технический премьер Латвии Марис Кучинскис отчитался о проделанном в передаче "Действующие лица" на радио LR-4. Он сделал прогноз, когда и за счет чего Латвия достигнет среднеевропейского уровня благосостояния, а для начала — обгонит Эстонию и станет настоящим центром Балтии.

Последние несколько месяцев жизнь премьера Мариса Кучинскиса напоминала ему сюжет трагикомедии Стивена Спилберга "Терминал", в котором житель славяноязычной страны Кракожии застревает в аэропорту Нью-Йорка, потому что в его стране произошел переворот — назад нельзя, а виза аннулировалась — туда тоже нельзя. Да и там, в здании терминала, его не жалуют. Вот он и крутится.

По ходу жизненного сюжета, Кучинскису пришлось зачитывать новогоднее поздравление от правительства, в котором он отметил неуклонное приближение жителей Латвии к среднему по ЕС благосостоянию. А также — выбирать между зарплатой новоизбранного депутата и полууволенного премьера. Выбрал ту, что побольше — премьерскую. Ведь за месяцы межвременья его жена успела родить третьего ребенка — семья стала многодетной.

В то же время поступило сообщение, что в прошлом году на свет появилось аж на тысячу детей меньше, чем годом ранее, а в целом рождаемость за последних четыре года снизилась катастрофически.

О создании нового правительства и СЗК в оппозиции. Читать здесь.

Об итогах работы своего правительства. Мы хорошо поработали — мне стыдиться нечего.

О выборных ошибках СЗК. Если мы говорим, что в среднем все стало лучше, нельзя забывать, что примерно половина людей находится под "средней линией". Растет пропасть между людьми, которые получают очень много, и теми, кому сильно хуже. Последние ищут ответа на вопрос, почему. Все новые партии указали на нас — старое правительство. При этом одни обещают миллиард, другие — полтора миллиарда… Мы же могли похвалиться только своей работой, а ей всегда кто-то недоволен. Реформа здравоохранения — есть обиженные, образования — тоже… Значит, мы плохо объясняли, слабо использовали соцсети — надо проснуться и собраться с силами.

Об отсрочке запуска реформы здравоохранения. Почему это мы не готовы?! Речь идет (об отсрочке) всего на месяц, чтобы в систему министерства пришли все данные о жителях из двух десятков учреждений. Там очень много исключений — нельзя ничего упустить. Возможно, амбиции нашего парламента, который такие сроки принял, немного не совпали с физической мощью программистов, которые эту работу делают. Я этим был взволнован. Но на этой неделе запустят тестовый режим, а в течение месяца система (двух корзин) будет готова.

Когда новые политики познакомились с тем, что мы сделали, громкой критики (реформы) уже нет. Мы смогли дважды поднять зарплату (медиков) — сперва на 30%, а в этом году еще на 20. Фундамент заложен — было бы преступлением делать новую революцию. Мол, та система нехороша — мы начнем свою.

О том, почему цены растут, а зарплата и минималка — нет. Но в прошлом году мы дали обещание еще раз минимальную зарплату не увеличивать, в прошлый раз и так сильно подняли. Хорошо, что вообще бюджет удалось принять. Остальное — на совести нового правительства и парламента.

О том, когда и за счет чего Латвия приближается к среднему уровню Европы. Если сравнить с прошлой предкризисной ситуацией, когда люди хорошо себя чувствовали — тогда основной прирост был достигнут за счет недвижимости: все что-то строили, покупали, продавали. В этом раз экономика растет и за счет строительства, и за счет производства — растет во всех отраслях, особенно в сфере деревообработки и металлообработки.

Наше правительство ставило целью прирост в 5%, и все идет хорошо и сбалансировано. Если Старая Европа идет с ростом в 1-2%, то нам надо быстрее, чтобы ее догнать. Кризис полностью не исключить, но той опасности, что 10 лет назад, думаю, нет… Сейчас мы идем почти как Литва. Ближайшая цель — стать лидером балтийских стран.

О застое в "деле Римшевича". Все документы этого "дела" носят закрытый характер. Пока не могу сказать, когда оно перейдет на следующий этап…

О судьбе и ликвидации банка ABLV. Надзор над этим банком был у Европейского банка — его и решение. Это тот случай, когда можно сказать, что банк убила одна бумага — сообщение, за которым последовала реакция кредиторов. Она и довела до решения, что банк должен закрыться. Трудно было что-то сделать — это не госбанк, а банк, где есть много денег.

Думаю, разница между ABLV и другими рискованными банками, которые занимались с нерезидентами, была невелика — они первые "попали". А другие сумели вовремя навести порядок и избежать трагического конца. Думаю, в этом месяце будет утверждена методология самоликвидации ABLV, тогда будет весь анализ ситуации, проверка документов и ясность, что там случилось…

О том, как улучшить банковский имидж страны. Кредитные рейтинги у нас пока не упали. Но нам надо создать уверенность, что в Латвии очень серьезный надзор над банками и опасные деньги тут не пропускаются.

Об истории с "Ригас сатиксме" и возможной отставкой Ушакова. Как премьер, я должен ответственно оценить, соответствует ли это предложение законам. Точно знаю, что нынешний парламент распустит любую Думу, если это предложение будет обоснованным, но пока юристы такую оценку не дали. Если все будет по закону, я, конечно, сразу поставлю это предложение в распорядок дня. Но нельзя так рассуждать: бросил камень в парламент — ты хороший, бросил в Оперу — ты плохой. Закон — один на всех.

О падении рождаемости в стране. Уважаемые женщины! За этот период вас стало меньше — сказался спад рождаемости в начале 90-х… Поддерживать демографию надо продолжать, но насчет нового министерства — сомневаюсь, это требует слишком много денег. Но если бы я продолжал руководить правительством, то особый отдел создал бы — вопрос важный.

Решения нашего правительства по льготам для родителей и увеличению пособий на детей были хорошими, но тоже дорогими. Но если сравнить со многими другими странами, у нас и так хорошая поддержка семьям. У нас молодая мама может полтора года не работать — очень много развитых стран такого не позволяют.

О мешках КГБ. Очевидно, это надо было сделать больше 10 лет назад. Нет ничего хуже всей этой секретности. Все должны быть достаточно созревшими, чтобы понять: некоторым такая карточка могла достаться за дело, а другим — ни за что. Там не было никакого договора, на котором подписались две стороны. Наверное, многим в списке должны дать награды, как невинно пострадавшим. Это шутка. Думаю, через полгода все про это забудут.

О судьбе "Лиепаяс металлурга". Две попытки продать за хорошие деньги постигла неудача. Сейчас Минэкономики и Агентство приватизации делают третий подход. Уже ясно, что назад всех денег государство не получит. Главное, чтобы там осталось производство, использовались здание и техника, а не все ушло в металлолом. Надежда еще есть.

О том, куда идет Латвия и кому она интересна. Мы развитая страна Евросоюза, которая движется в лидеры Балтии, затем — к среднему уровню благосостояния Европы. Мы открыты для инвесторов, у нас большие природные богатства и хорошее географическое положение. К тому же у нас есть AirBaltic, который играет большую роль при выборе инвесторами Риги в качестве центра Балтии. По последним сведениям, даже Facebook выбирает Ригу в качестве балтийского штаба. Так и достигнем уровня, на котором нам всем хочется жить.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!