Foto: F64

Чиновники Министерства образования снова продвигают "Основные направления спортивной политики на 2014-2020 годы", которые можно было бы проще озаглавить "Лишь бы дети были толстые и сидели спокойно".

Союз самоуправлений, Министерство здравоохранения, спортивные организации, Общество врачей просят Минобразование увеличить число уроков спорта, предусмотрев три урока спорта с 2014 года или даже с 2020 года. Однако МОН утверждает, что спорт — это выбор директора, и никакого увеличения числа уроков не будет. Вы можете себе представить почтенного 70-летнего директора, замученного болями в суставах и кардиоваскулярной недостаточностью как спортивного фаната, который по собственной инициативе введет дополнительный урок спорта? А ведь Минобразования даже гордится, что большинство директоров — это опытные дамы (старше 60 лет).

Никак не пойму, почему Минобразования так противится подвижности детей? Почему классные руководители сами звонят семейному врачу или педиатру и просят выдать девочкам освобождение от физкультуры, так как те плохо себя чувствуют (те самые, которые курят за углом)? И почему это освобождение позволяет вообще не посещать уроки спорта вместо того, чтобы сделать хотя бы разминку и упражнения на растяжку? Почему парламентский секретарь МОН даже в комиссии Сейма начинает фальцетом кричать, что уроки спорта — это преступление, которое увеличивает и без того большую нагрузку на ребенка?

Парадигма публичного пространства Латвии в том, что учителя у нас прекрасные, но зарплаты слишком маленькие. Возможно это так, но в вопросе физической активности детей их понимание, в основном, соответствует уровню XIX века — физически активный или духовно активный. В те времена интеллектуал работал пером, а неуч — топором. В наши дни установка совершенно другая. Во всем мире именно образованные люди больше бегают, ездят на велосипеде, ходят на лыжах. Условие успешной, финансово и духовно полноценной жизни — максимальная физическая подвижность. А может, среди работников образования у нас ведется явный негативный отбор? Может, у нас в этой сфере слишком много женщин?

Совет спортивных федераций состоит из разных людей, которые представляют разные виды спорта. Часть из них — зрелые функционеры, часть — азартные тренеры, часть — в недавнем прошлом успешные спортсмены. Всю эту компанию можно с честью именовать профессионалами спортивной жизни. Руководители каждой федерации лелеют маленькую надежду взять из финансирования спорта на 0,1% больше. Лидер каждой федерации выдвигает свои приоритеты — сильно бить (по мячу или челюсти соперника), активно бегать (быстро убегать или догонять), смело поднимать (штангу, партнера на ковре или шайбу над вратарем). Но все спортивные федерации едины во мнении, что у латвийского спорта в целом есть лишь два приоритета — большее число уроков спорта в школах и достойная оплата труда для педагогов спортивных школ. Совет федераций так и проголосовал — откладываем в сторону свои личные приоритеты, для нас важны дети и молодежь Латвии в целом.

Спорт в школе означает хорошее здоровье ученика. Всемирная организация здравоохранения рекомендует всем в стране заботиться, чтобы ребенок был физически активен хотя бы пять раз в неделю по часу. Влияние ежедневных спортивных занятий на здоровье ребенка примерно в пять раз важнее, чем помещения, одежда, условия, и как минимум вдвое важнее, чем правильное питание. С точки зрения общественного здоровья, здоровье ребенка так же важно, как отказ от вредных факторов — курения, алкоголя, наркотиков. Определение ВОЗ гласит, что здоровье ребенка зависит от достаточного количества адекватных движений, пищевой корзины, социального положения и образования родителей.

Хорошее здоровье — это важнейший ресурс социального, экономического и личностного развития, существенный аспект качества жизни. Политические, экономические, социальные, культурные, экологические, поведенческие и биологические факторы могут либо обеспечить хорошее здоровье, либо этому помешать. Цель мер по поддержанию здоровья — добиться, чтобы эти факторы влияли положительно. Поддержание здоровья (health promotion) — это процесс, который дает каждому человеку возможность усилить контроль над своим здоровьем и его улучшить. Задача взрослых и активных людей — позаботиться о поддержании здоровья детей и людей, которые не могут сами себе помочь (например, людей с особыми потребностями). Поддержание здоровья — это экономически наиболее выгодный и эффективный способ предотвращения заболеваний. Оно побуждает людей взять на себя ответственность за свое здоровье. Сейчас спорт и физическая активность во всем мире признаны важнейшим фактором поддержания здоровья, особенно среди детей и молодежи. Мы знаем, что латвийские дети очень малоподвижны. 19% детей имеют избыточный вес (а это более 40 000 человек!) или ожирение. У 40% детей имеются дефекты позвоночника, связанные с малоподвижным образом жизни и сидячим режимом. За это надо сказать спасибо философии малоподвижного образования и склонности организаторов образования игнорировать поддержание здоровья ребенка. В "основных направлениях" высвечивается четкая логика — это ничего, что Янис не занимается спортом, зато он останется на продленку и хотя бы подерется с Петерисом.

На самом деле, политика МОН в сфере спорта основана на принципиальной лжи. Есть такой анекдот про Яниса, который уходит с продленки. Учительница спрашивает: "Янис, куда пойдешь?". А он отвечает: "Пить, купить и заниматься сексом". Тогда учительница говорит: "Не забудь надеть шапку и варежки!".

Люди, писавшие "Основные направления спортивной политики", наблюдали народный спорт через окно автомобиля (опять эти велосипедисты мешают!), а высокие спортивные достижения — по телевизору. Эти чиновники услышали, что государство заинтересовано в появлении олимпийских чемпионов, но они не знают, что еще важнее здоровье детей и молодежи. Если мы понимаем, что государство может выделить на спорт очень небольшую сумму (и в ближайшие восемь лет ничего принципиально не изменится), то большинство этих денег надо вложить в спортивные школы, в развитие демократичных видов спорта, в которые можно вовлечь максимальное количество детей (и неважно, является ли этот вид спорта олимпийским). Мы слишком долго понимали развитие спорта как строительство больших спортивных центров в регионах. На их содержание все спортивные деньги и ушли. Благодаря такой политике педагог спортивной школы в Латвии получает на 40% меньше, чем средний учитель. Это практически ниже прожиточного минимума. Деньги ведь уходят на иностранных тренеров, которые гордо красуются на фоне гербов латвийских клубов. Деньги уходят на спортивные здания, а не на детей. Государство за десятки миллионов строит арену, на которой одновременно могут заниматься два вратаря, десять игроков и трое судей. При этом педагог сельской спортшколы одновременно тренирует сто детей. И на это выделяется несколько тысяч латов в год.

Существует миф, который изо всех сил отстаивает Минобразования. Он гласит, что на переменах учителя скажут детям немного размяться и это будет "вместо спорта". Разумеется, это ложь. Элементарная спортивная медицина показывает, что движения, когда задействовано меньше 1/6 мускулатуры скелета тела, не приносят пользы. Движения должны быть динамичными, цикл одних движений не должен быть короче 3-5 минут. Такой уровень обычно достигается за счет объема движений, обеспечивающего оптимальную частоту работы сердца (для детей это, как правило, 140-160 раз в минуту). На самом деле, лишь достаточно продолжительные и интенсивные (хотя бы в плане потения) движения улучшают кровообращение и деятельность мозга наших детей, "сжигают" лишний сахар. Естественно, разогнуть руки и ноги лучше, чем сидеть у компьютера в кривом положении, но это не имеет никакого отношения к спорту и развивающим движениям. Ребенок должен заниматься видом спорта, который задействует хотя бы 60% мышц (прошу прощения у фанатов других видов спорта, но самый здоровый спорт в плане объема активных мышц — это академическая гребля, пусть даже на тренажере). Интентивность и объем движений в детском возрасте прямо пропорциональны кровоснабжению мозга, сокращению заторов и отеков. А значит, это ведет к лучшим результатам в учебе и интеллектуальному развитию.

Вячеслав Домбровский, который подписывается под "Основными направлениями" политики толстых и больных детей, этот документ попросту не читал. Главным образом, из-за нехватки времени и незнания латышского языка. Он готов подписаться под словами чиновников о том, что ничего менять не надо. Ребенок должен восемь часов изучать строение соцветия зонтичных, но ему ни в коем случае не надо бегать, бить по мячу или плавать. Он счастлив, ведь руководители спортивной жизни в министерстве — это беспозвоночные, которые готовы согласиться с установками более крупных бюрократов, пишущих "Основные направления" не для спорта и здоровья, а для лицемерия и болезней. Минобразования сделало все, чтобы у детей не было уроков здоровья, где они могли бы узнать что-нибудь о здоровых движениях, разминке, растяжке, работе мышц. Не говоря уже о том, что Минобразования не согласилось с Минздравом в том, что детям следует что-нибудь знать о продолжении рода, беременности, кормлении грудью, гигиене, чистоте, вредности курения и пьянства.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!