Узкоколейка Гулбене-Алуксне (Gulbenes-Alūksnes bānītis) за последние лет пять как-то незаметно превратились в символ Малиены — региона, расположенного на стыке Видземе и Латгале. Что само по себе странно, если помнить о печальной судьбе "нестандартных" железных дорог в Латвии.

Не только в Латвии, уточняет глава компании Gulbenes — Alūksnes bānītis Освалдс Луцанс. Узкоколеек в Европе осталось крайне мало, и большая часть из них специализируется на перевозке туристов. Тех, кто занимается регулярными пассажирскими перевозками, раз-два, и обчелся. В Балтии их нет вообще.

image

"Эстонцы хотели вернуть к жизни свою узкоколейку, но не смогли, не хватило знаний", — рассказывает Луцанс. Он уверен, что существование линии Гулбене-Алуксне важно не только и не столько для развития туризма, сколько для сохранения интеллектуального и технического потенциала региона. Важно демонстрировать всем, что здесь что-то происходит, что-то работает — и работает, по сравнению, скажем, с гигантами вроде Latvijas dzelzcels, вполне эффективно. Один рассказ об "убитом" прежними хозяевами подвижном составе чего стоит.

image

Теперь эстонский паровоз отреставрирован и возит туристов, которые добираются до Гулбене — в том числе и тех же эстонцев. Однако на одних туристах не проживешь: Gulbenes — Alūksnes bānītis перевозит и обычных пассажиров, получая дотации от министерства сообщений. Кто-то может подумать, что спонсором этого путешествия является Айнар Шлесерс, но из песни слова не выкинешь: гулбенская узкоколейка существует не в последнюю очередь благодаря министру сообщений.

Вы спросите: какой вообще смысл в убыточном предприятии, зачем его субсидировать? Есть ведь автобусы, которые (наверное) чуть дешевле… Луцанс, однако, уверен, что узкоколейка все равно удобнее. О социальной составляющей не стоит и говорить: если от нее отказаться, от впечатляющего гулбенского железнодорожного узла останутся рожки да ножки. Да и туристов с предпринимателями привлечь в удаленный регион крайне сложно. Зачем отказываться от того, что есть? Поэтому пять вагонов, два паровоза (один в рабочем состоянии, второй на реставрации) и несколько локомотивов будут трудиться на 30-километровой ветке столько, насколько хватит сил и средств.

image

…Без пятнадцати четыре к вокзалу в Гулбене прибыл очередной "банитис", из которого не спеша выбрались 13 пассажиров. 11 из них были школьниками.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!