Fоtо: F64

В завершившемся пятом сезоне рижского "Динамо" в Континентальной хоккейной лиге команду возглавляли два человека. До 5 ноября прошлого года им был Пекка Раутакаллио, после и с формулировкой "исполняющий обязанности главного тренера" у руля встал Артис Аболс. С последним динамовцы сумели завершить не столь удачный сезон на мажорной ноте — выиграть Кубок Надежды. О прошедшем сезоне, что он принес самому Аболсу, останется ли он на посту главного тренера и поговорил со специалистом портал Delfi.

- Могли себе представить перед началом сезона, что по его окончании будете главным тренером "Динамо", выиграете Кубок Надежды?

- Нет, конечно, нет. Как можно представить себе такое? Начало сезона было очень удачное — мы выиграли Кубок LDz. Сыграли, на мой взгляд, лучшую игру — это был финал против "Локомотива" (3:1). Качественная была игра, быстрая, эмоциональная. Как мы после матча говорили — вау, это же хоккей уровня плей-офф с стороны обеих команд. И кто на тот момент мог предположить, что все так закончится!

- Пока командой руководил Раутакаллио, сумели понять, что же не получалось?

- Нельзя сказать, что предлагаемый Раутакаллио стиль не годился для команды. Мне кажется дело было в том, что на такой стиль игры затрачивалось чересчур много энергии и в конце уже не оставалось сил на голы. Все годится до тех пор, пока дает результат. Но когда ты работаешь, работаешь, работаешь, а находишься по-прежнему там, где и был, то перестаешь верить в себя. Еще хуже, если перестанешь верить в то, что вообще делаешь, как играешь… И здесь возникает вопрос — слушай, а чего мы вообще добились? Думаю, примерно до такого состояния дел у нас и дошло…

- Изменились ли как-то отношения с игроками, когда Аболс стал главным тренером?

- Думаю, да. Немного пришлось дистанцироваться, поскольку в роли ассистента главного тренера с отдельными игроками я моментами был, может быть, слишком на дружеской ноге. Логично, что потом такие отношения изменились.

- Согласны, что при всех перипетиях уходящего сезона вы являетесь чуть ли не единственным человеком во всем клубе, кто сумел приобрести от него (сезона) по максимуму?

- Конечно! Даже из розыгрыша Кубка Надежды, о котором все, включая меня, думали, как бы он поскорее закончился — в конце концов вынесли позитив. И я, и команда. Я так точно! Мне было важно, чтобы мы выиграли этот кубок. Конечно, витать в облаках нет причин, но в то же время, если бы мы ничего не выиграли и вылетели из этого турнира сразу, то дополнительное ведро с помоями на меня бы вылили, это точно.

А теперь я надеюсь, что рижское "Динамо" в этом турнире за этот кубок играет в первый и последний раз. Я бы предпочел побороться за Кубок Гагарина.

- Если клуб все же решить взять другого тренера, вам будет неприятно?

- У меня контракт до 30 апреля. Если не останусь на посту главного тренера, я не буду говорить: "Фу, как от меня некрасиво избавились". Но я думаю, что теперь руководству клуба будет труднее принять решение по главному. Труднее даже, чем когда расставались с Раутакаллио.

- Если бы не отставка Раутакаллио, как долго тренер Аболс ходил бы в помощниках?

- Знаете, ты можешь всю жизнь быть хорошим ассистентом и никогда не стать главным. Не отвечает характер определенным требованиям, нет навыков руководства. Это совершенно другое — быть главным тренером. Здесь уже другая ответственность, тебе надо принимать решения. Что там ассистент шепчет в ухо и думает — какой же он дурак, что не слушает. Четыре года я это делал, а теперь сам на этом месте. И первое чувство было — опа…

Но серьезно говоря, я теперь намного лучше понимаю Шуплера и Раутакаллио. Это хорошо, когда ассистент все говорит. Но для главного не должно быть основой то, что тот предлагает.

- В Кубке Надежды очень хорошо себя проявили молодые игроки. Знаете, как из "зацепить"?

- Надеюсь, они сами понимают. Но, конечно, все время напоминаю и повторяю — вам, также как и мне, нужно все время доказывать свою состоятельность. Мы в одной обойме!

После первой игры в Хабаровске молодому звену, где играли Павлов, Скворцов, я так и сказал: "Ребята, если говорить вежливо, то играли вы плохо". В следующем матче они забили три гола — хороший ответ!

- Кто из хоккеистов "Динамо", на ваш взгляд, наиболее сильно прогрессировал в этом сезоне?

- У Мика Индрашиса карьера развивается настолько быстро и стремительно, что, кажется, он всегда играл. Хорошо, что он немного пообтесался во взрослом хоккее в чемпионате Беларуси. Там закалился. Говорю ему: "Мик, с тех, кто больше может и спрашивают больше!" Не согласны?

Это я ему говорил в прошлом году, когда Индрашис приехал в сборную с отношением "хи-хи, ха-ха". Потом сказал ему: "Считать умеешь? Сколько нападающих? 13 едут на чемпионат мира. Посчитай — есть у тебя возможность попасть в их число или нет". Тогда Индрашис посчитал и понял. Не нужно приходить с отношением — ай, ну там же ничего серьезного не будет.

В общем, у Мика тогда все получилось. Помог, чтобы его поставили в звено с Микелисом Редлихом и Спруктсом, и возможность была использована. И в этом сезоне Индрашис хорошо играл. Конечно, были времена, когда ему казалось "все в порядке", тогда пришлось его отправить в фарм в Лиепаю.

Отмечу и его гол-шедевр ярославскому "Локомотиву". Это не командный гол, а плод индивидуального мастерства. Во-первых, нужно иметь решимость на такой бросок. Во-вторых, понять, что для этого наступил подходящий момент и никто тебе не помешает. Не так все просто. Ну и нужны быстрые руки, которые "не растут из одного места". Для выполнения этого приема надо быть игроком с техникой, таким как Индрашис.

Думаю, теперь латвийская публика по-другому оценит и качество игры голкипера Микаэля Телльквиста. Я просто не понимаю, почему его оценивали ниже других вратарей. Два года назад, когда Телльквист играл у нас в паре с Холтом, Крис был звезда, а все остальные слабые. Может он и не выбрасывал феноменальные шпагаты, но зато Телльквист отшифровывал противника настолько, что шайбы просто летели в него. Конечно, и у Микаэля бывали плохие голы, но отношение было следующим: Холт — супер, Телльквист — никакой. При этом статистика у обоих была практически идентичной.

В этом сезоне после 5 ноября я вообще не жаловался на игру Телльквиста. Давал ему возможности, а в Кубке Надежды он играл даже еще лучше, чем прежде. Может теперь латвийские болельщики взглянут на него по-другому.

- Как оцените других легионеров команды?

- Что касается Александра Жиру, то возможно, этот хоккей был не для него. То, что делал он на площадке, меня полностью не устраивало. Поэтому я просил как можно быстрее разорвать с ним контракт. В защите Жиру выглядел ленивым, флегматичным. А как человек — отличный, позитивный, но по мне — КХЛ ему не годится. Здесь более широкие площадки и приходится выполнять больший объем работы.

Мэтью Карле. С ним было иначе. Клуб не попал в плей-офф и отпустил его играть в Швейцарию, чтобы сэкономить средства. У меня не было к нему претензий, пусть Метью и афишировался как защитник атакующего типа, креативный и хорошо действующий в большинстве. Этого он не показал.

Джеми Джонсон начал сезон хорошо, а потом был провал. Он потерялся, статистика стала катастрофической, тем не менее Кубок Надежды вместе с Джериньшем и Букартсом они "вытащили".

Мы были в Ярославле, когда срочно нуждались в центрфорварде. Звоню Нормунду Сейейсу, т.к. была информация, что у него кто-то есть. Вроде хороший игрок, но места в команде для него уже нет. Это был Пол Щехура. В общем, хороший "импорт" получился. Сейчас с ним обсуждаем договор на следующий сезон.

- Какое поражение было самым незаслуженным, на ваш взгляд?

- Много таких было в начале сезона… У нас вообще в этом чемпионате много было подобных игр. Например, в Хабаровске в финальной серии Кубка Надежды, когда нам неправильно засчитали гол. По-русски говоря — "обидно" — мы проиграли дома и питерскому СКА (1:2).

Когда уступили восемь матчей подряд, плохими-то были только четыре периода — в игре с "Атлантом" (1:5) и в Хабаровске, куда летели ночью, поспали пару часов и на лед. В таких ситуациях лучше не спать вообще, потому что встаешь и такое ощущение, что получил мешком в лоб.

Худшая наша игра для меня, когда я чувствовал себя паршивее всего, случиась в Уфе против "Салавата" (3:7). Но в некотором смысле эти все неудачи и определенная учеба.

Поначалу я все поражения принимал очень близко. Брал на себя всю вину, думал, что не могу руководить командой. Шел на пресс-конференцию и весь дрожал. Не понимал, что происходит. Игра вроде закончилась и поводов для беспокойства особых нет. Стыдно, что ли… Прилетели в Ригу, выходные, что-то хочу набросать по своим замечаниям, но не могу ручку держать. Испугался реально — всего две недели в должности "и.о." и у меня уже инсульт? Нафиг мне это нужно! Сам себя боюсь! Поговорил с доктором команды — перегружена вегетативная нервная система. Больше к такому состоянию я не приближался.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !