Российские чиновники впервые признали, что в стране существовала система приема допинга, пишет газета New York Times. Как заявила исполняющая обязанности руководителя РУСАДА Анна Анцелиович, допинг-система в России "осуществлялась на ведомственном уровне".
NYT сообщает, что на протяжении нескольких дней интервьюировала российских чиновников, призванных реформировать систему российского надзора за допингом и вернуть реноме системе, связанной с одним из самых масштабных случаев употребления запрещенных препаратов за всю историю спорта.
Журналисты американской газеты газеты New York Times провели серию интервью в Москве, в том числе с исполняющей обязанности главы Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Анной Анцелиович.
"Это был институциональный сговор", — заявила изданию Анцелиович. При этом она подчеркнула, что высокопоставленные правительственные чиновники не участвовали в этом сговоре.
По ее словам, власти страны, в том числе президент РФ Владимир Путин, не были причастны к этой системе. Также Анцелиович сообщила, что была шокирована, когда система раскрылась.
Почетный президент Олимпийского комитета России (ОКР) Виталий Смирнов, который по поручению Владимира Путина должен реформировать антидопинговую систему в России, в интервью NYT признал, что было совершено "множество ошибок", но руководство страны к этому непричастно, сообщает Newsru.com.
При этом Смирнов напомнил о взломах медицинских записей атлетов из стран Запада, осуществленных хакерами Fancy Bear и показавшими, что многие получали терапевтические разрешения на употребление запрещенных для других препаратов. "У России никогда не было таких возможностей, как у других стран", — указал он в беседе с журналистами New York Times.
Смирнов заявил для американской газеты, что необходимо понять, почему молодые спортсмены соглашаются принять допинг, передает Русская служба Би-Би-Си. Он подчеркнул, что и в других странах принимают допинг. При этом он сослался на информацию, полученную в результате взлома аккаунтов WADA.
"WADA повезло, что у них оказался Родченков", — заявил New York Times юрист Олимпийского комитета России Виктор Березов. Он предположил, что подобные нарушения могут "происходить в Китае или Лондоне", так как "система сломана".
Позже и.о. генерального директора РУСАДА Анна Анцелиович сообщила, что ее слова о допинг-системе в России были вырваны из контекста.
"Конечно, слова были вырваны из контекста. Я из часового интервью сказала много чего, в частности, что до получения ответов спортсменов и вынесения решений федерациями не имеет смысла в принципе говорить о данной ситуации, так как пока представлена только одна сторона. Ну а то, что я была шокирована докладом Макларена, это мои слова. Я думаю, мы им все были шокированы. И я пришла в РУСАДА до Камаева в 2010 году", — написала Анцелиович в соцсети.
РУСАДА после выхода статьи в NYT сделало официальное заявление, отметив, что слова Анны Анцелиович о "системе допинга в России" в интервью вырваны из контекста, а их смысл был искажен.
"В ходе беседы Анцелиович с журналисткой Ребеккой Руиз и.о. генерального директора было сделано замечание, что в отчете, опубликованном 9 декабря 2016 года, Ричард Макларен отказался от слов "государственная система допинга" и использовал словосочетание "институциональный заговор", исключая, таким образом, возможную вовлеченность высшего руководства страны.
К сожалению, Ребекка Руиз, вырвав из контекста данные слова, создала впечатление, что руководство РУСАДА признает наличие институциональной схемы покрытия допинга в России. Хотелось бы подчеркнуть, что у РУСАДА нет и не могло быть полномочий на признание либо отрицание подобного факта", — сказано в заявлении РУСАДА.
После публикации статьи в Кремле заявили, что не имеют отношения к возможному употреблению допинга российскими спортсменами. Как заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, "мы с самого начала, естественно, отрицали какую-либо причастность государства или государственных ведомств, или служб, или органов к возможному употреблению допинга спортсменами".
Песков подчеркнул, что российские власти ждут результатов расследования на этот счет, в частности, касательно причастности бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова к употреблению российскими спортсменами запрещенных веществ, передает РИА "Новости".
В мае этого года бывший глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков в интервью газете The New York Times обвинил ряд российских победителей Олимпиады в Сочи в употреблении запрещенных препаратов, а в июне стал одним из героев фильма телекомпании ARD о допинге в России.
Признания Родченкова легли в основу официального расследования под эгидой Всемирного антидопингового агентства (WADA), которое возглавил канадский юрист Ричард Макларен, напоминает Lenta.ru. Согласно выводам Макларена, в России уже много лет существует система подмены допинг-проб, в которой участвуют ФСБ и чиновники из министерства спорта. Выводы Макларена привели к тому, что часть российских спортсменов не смогла выступить на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро.
В ноябре 2015 года независимая комиссия WADA обвинила Россию в многочисленных нарушениях правил. Работу московской антидопинговой лаборатории приостановили. Кроме того, было вынесено решение о несоответствии РУСАДА кодексу WADA.
Президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции заявил, что в России нет поддержки допинга на государственном уровне, а Родченков, по его словам, "таскал сюда всякую гадость". В России против Григория Родченкова было возбуждено уголовное дело.