Видно, с целью поддержать веру аудитории в непреходящие ценности еще до нового года в публичную повестку дня снова вернулся вопрос "мешков ЧК", то есть брошенной в Риге картотеки КГБ ЛССР, которая по-прежнему не доступна публике.
Похоже, по призыву Совета по национальной безопасности картотеку засекретят еще на 30 или даже 50 лет. Сложно себе представить другую тему, способную оказать настолько психотическое воздействие на ту часть латвийского общества, которая сегодня требует раскрыть эти мешки любой ценой. Тут сформировались странные альянсы, которым хочется раскрытия архивов уже сегодня. Скажем, в этом вопросе Янис Домбрава разделяет мнение Нила Сакса. Другим же, например, Эдвину Шноре и Ритвару Янсонсу, кажется, что пришло время исследовать все про коллаборационизм в советской Латвии и разложить все по полочкам — кто что делал, кто репрессировал диссидентов и так далее. В конце концов, в Латвии не было люстрации или чего-либо подобного, а республика 4 Мая вообще не совсем правильная, потому что часть старых коммунистов, комсомольцев и чекистов осталась на высоких постах или, по крайней мере, сохранила свое материальное положение. Короче, нужно найти и вычистить. В конце концов, архив ЦК партии, в отличие от архива КГБ, доступен полностью. Им можно пользоваться не только Николаю Кабанову, но и все остальным.
Признаюсь, у меня нет твердой позиции по самим "мешкам ЧК" и их раскрытию. Но я склоняюсь к негативному ответу, не отрицая положительные аспекты. Во-первых, это лишь часть картотеки. В случае ее публикации большая часть информаторов ЧК выйдет сухой из воды, так как львиная доля картотеки вывезена. Вы действительно хотите освободить этих людей от ответственности? Во-вторых, достоверность имеющихся данных вызывает сомнения. И это говорю не я. Это сказал латвийский суд в том же деле "чекистских пятерок" и других случаях.