Дурное предчувствие, которое у части нашей общественно активно публики вызывает крымский кризис, возникает только из-за решения Владимира Путина насильно заполучить эту территорию.
В конце концов, вряд ли кто-то здесь лелеял особые иллюзии по поводу того, на что способен российский лидер. Гораздо более неприятным сюрпризом для многих стало осознание, что решение Путина в России поддерживают широкие массы. Не такая уж мелкая кучка интеллигентов, которые выступают против интервенции в Крыму, все-таки остается довольно маргинальной по сравнению со среднестатистическим русским, который фактически воспринимает это как нужный и возможный военный конфликт, справедливую войну, которую Россия не только может, но и должна вести.
Большинство западных еженедельников вышло с фотографией Путина на обложке — в смирительной рубашке, злой гримасой и так далее. Но может статься, что такая персонализация конфликта лишь заслоняет от нас более серьезную проблему. Конечно, решения отдельных людей всегда важны, и чисто теоретически можно представить человека, который, придя к власти в России в 2000 году, сегодня показал бы миру какое-нибудь более человечное лицо этого государства. Но ничто не свидетельствует, что сегодняшняя Россия созрела для чего-то намного более либерального, европейского и демократичного, чем Путин. Это и вызывает опасения в связи с решением кризиса в Крыму, если Украина выберет жесткую линию по защите своей территории. Так или иначе, народная воля склоняется в пользу войны, и сейчас действительно трудно сказать, можно ли остановить военную эскалацию. Даже если будет найдено какое-то дипломатическое решение. Народ, как известно, является важным фактором и в авторитарных государствах.