Fоtо: RIA Novosti/Scanpix
Большинство моих русских и русскоязычных друзей поддерживает включение Крыма в Россию, но мотивы этой поддержки сильно рознятся и не совпадают с официальными российскими. Конечно, круг моих знакомых — не репрезентативная подборка, и мой опрос не социологический, но все же, его результаты представляют, на мой взгляд, некоторый интерес.

Первый, чаще всего встречающийся аргумент состоит в том, что Крым — это "русская земля", на которой проливалась русская кровь. Про кровь — истинная правда, но русская кровь была не единственной, которая здесь проливалась. Во всех войнах на территории Крыма, которые тут вела Российская империя, участвовали все ее народы, и особенно обильно были представлены как раз украинцы. Во всех войнах с Турцией (а Крым оказался в Российской империи в результате войны 1768-1774, хотя это и было оформлено десятью годами позднее) активно участвовали отряды запорожских казаков. Знаменитый герой обороны Севастополя 1854-55 гг. матрос Кошка — уроженец украинского Подолья. Его товарищ, погибший, спасая офицера, — Игнатий Шевченко. Надо ли говорить, какому народу он принадлежал? Кроме того, русская кровь проливалась и в других местах: в Германии, Польше, Афганистане. А щедро окропленный русской кровью Порт-Артур? Сопки Маньчжурии? Значит ли это, что Россия должна присоединить все эти земли?

Русская земля — еще более растяжимое понятие. Если имеются в виду земли Российской империи в границах 1914 года, то под ударом оказываются не только все страны бывшего СССР, но и страны Балтии, Финляндия, Польша и Турция, а также Китай с бывшим русским городом Харбином. Зато Курилы и Калининград придется отдать.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !