Foto: LETA
Латвия может потратить на спасение Греции до 236 миллионов евро. Как выяснилось, в ситуации с Грецией спасение утопающих не являестся делом рук самих утопающих.

Сначала Европейская комиссия, Европейский центральный банк, МВФ и Германия грозили пальцем Греции: "Если вы не будет выполнять наши инструкции, то вы лопнете и для вас наступят ужасные последствия". Тут энергичный греческий премьер перехватил инициативу и стал шантажировать кредиторов: "А если вы не пойдет нам на встречу, то мы лопнем и испачкаем ваш евроремонт так, что долго не отмоете". В итоге все испугались, и европейские кредиторы, и Греция, так как понимают, что вторая сторона говорит правду.

Греки подписались на реформы, которых они не хотели, а кредиторы поготавливают новую программу помощи, хотя их налогоплательщики категорически против. А все потому, что последствия от выхода Греции из еврозоны будут тяжелейшими для ее жителей и не менее тяжелыми для будущего Европейского союза.

Что скажет купечество?

Как известно, деньги берутся из тумбочки, но только есть один нюанс, в тумбочку их должен кто-то положить. Роль тумбочки будет играть, созданный четыре года назад Фонд европейской стабильности, а роль доброй феи, кладущей туда деньги, отведена 19 странам-членам еврозоны. Четыре года назад этот фонд был специально создан для поддержки стран Еврозоны, которые испытывают финансовые проблемы.

Фонд работает так: для начала все страны скидываются и собирают 80,5 миллиардов евро. Рамер взноса зависит от размера ВВП и количества населения в стране. Однако из этих денег помощь для стран не предоставляется. Они лишь служат обеспечением. Для поддержки странам фонд занимает деньги на финансовых рынках под гарантии государств. Максимальная сумма займа - 705 миллиардов. Если фонд не сможет вернуть деньги, то государства, которые стали гарантами, теряют свой взнос, а если и его не хватает, то оплачивают кредит из своих бюджетов.

Сколько в фонд платит Латвия?

Для стран с низким уровнем жизни, в том числе и для Латвии, сделана скидка, которая будет длиться 12 лет. Латвия должна платить меньше чем большинство стран (0,2746% от всей суммы в 80,5 миллиардов) - 220 миллионов евро. Заплатить эту сумму надо до 2018 года. Каждый год Латвия должна платить по 44 миллиона, пока не заплатит все. Кроме того, Латвия дает свои гарантии на 1 миллиард 900 миллионов евро.

А что если все потеряют?

Если рассмотреть экстремальную ситуацию, что фонд занимает максимальную сумму 705 миллиардов и профукивает их, то Латвия теряет свой взнос 220 миллионов и должна заплатить сумму, которая она гарантировала, то есть 1 миллиард 900 миллионов евро. Это теоретически, на практике такого никогда не будет. Вся сумма не будет использована и все деньги не могут быть потеряны.

Какой взнос Латвии на спасение Греции?

Предполагается, что Греции необходимо будет выделить около 86 миллиардов евро. Доля Латвия в этой сумме получается 236 миллионов евро. Это примерно столько же сколько Латвия ежегодно тратит на оборону. Эта та сумма, которую Латвия может потерять при условии, что все финансирование будет идти через Фонд европейской стабильности и Греция не вернет ничего. Однако, скорее всего, в финансировании будет участвовать еще и Международный валютный фонд, часть денег будет выделено в рамках программ Еврокомиссии.

Кроме того, кредиторы выставили грекам условие, что должен быть создан специальный фонд в рамере 50 миллиардов, куда будут поступать деньги от распродажи объектов греческой госсобственности и половина этого фонда будет идти на оплату кредитов. Руководство этого фонда будет под контролем кредиторов. Так что часть кредита Греция все же будет вынуждена вернуть.

Однако вероятность того, что придется списать хотя бы часть кредита - большая. Скорее всего это будет наградой для Греции, если она будет аккуратно выполнять все предписания. Поэтому вполне реально, что это мероприятие для Латвии может вылиться в несколько десятков миллионов евро.

Можно конечно побурчать, что это очень много, но, если учесть, что Латвия ежегодно получает из еврофондов по миллиарду евро, которые нам платят налогоплательщики других стран, то это не кажется вселенской несправедливостью.

На уровне Европейского союза уже сделаны выводы по поводу будущего развития. Одна из причин кризиса - это кривобокость ЕС. С одной стороны нет контроля за бюджетами стран-участниц, а с другой платить за чужие ошибки приходится всем. Отсюда естественный вывод, что национальные государства должны будут согласиться дать европейским структурам право контроля за своей бюджетной политикой, а там и за налоговой сферой.

Таким образом, греческая трагедия, которая могла стать могильным камнем для ЕС скорее станет пинком в сторону более энергичной евроинтеграции.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!