Как указывают исследователи Латвийского Университета, занимающиеся вопросами эмиграции*, за границу люди уезжают в основном по экономическим или финансовым причинам. Поэтому именно создание новых, хорошо оплачиваемых рабочих мест является ключом к разрешению проблемы экономической эмиграции. Об этом много говорят, но как это сделать на практике?
Для начала нужно понять, кто те люди, которым необходимы рабочие места? Портрет среднестатистического безработного в регионах таков: мужчина в возрасте 45-49 лет с профессиональным или средним образованием, до этого работал "в простой профессии" или как квалифицированный рабочий. Насколько реально ожидать, что после пары месяцев обучения люди смогут стать программистами или предпринимателями? Очевидно, что упор все же следует делать на рабочие места в обрабатывающей промышленности.
Следующий вопрос - какие предприятия имеют наибольший потенциал для создания новых рабочих мест? Большие или маленькие? Местные или иностранные?
Если брать местные средние и большие предприятия - это маловероятно, так как тенденции развития таковы, что идет модернизация производства и постепенное сокращение количества рабочих. У местных малых и новых предприятий существуют достаточно большие нерешенные проблемы с доступностью финансирования для развития. Вывод - рабочие места надо создавать, привлекая иностранные инвестиции. Идея тоже не слишком новая. Да и разве для этого ничего еще не делается?
Делается. Этим занимается целое госучреждение - Латвийское Агентство инвестиций и развития (LIAA). Подход в этом деле следующий. Когда на горизонте появляется потенциальный инвестор, начинается активная работа. Иногда это заканчивается позитивно, и инвестор выбирает Латвию, а иногда какую-нибудь другую страну, которая была более привлекательна. Нам постоянно нужно конкурировать с соседними странами и другими государствами Восточной Европы, поэтому мы должны быть более активны, анализировать потребности потенциальных инвесторов и наши возможности их удовлетворить. Мы должны быть готовы еще до того, как инвесторы приедут в Латвию, и должны быть конкурентоспособными на фоне предложений других стран.
Первый вопрос, который задаст любой инвестор - ГДЕ? Где есть подходящий земельный участок, на котором, в соответствии с территориальной планировкой, можно строить индустриальный объект? Есть ли на этом участке подключение к электричеству, водопровод, телекоммуникации, подъездные пути? Другими словами, инвестора будут интересовать индустриальные зоны.
В регионах Латвии есть три положительных примера индустриальных зон - в Валмиере, Елгаве и в Вентспилсе. У первых двух городов было преимущество в виде индустриального наследия с советских времен, например, РАФ в Елгаве. Вентспилс уникален тем, что свою индустриальную зону создал практически с нуля и смог привлечь не менее 16 клиентов с общим объемом инвестиций в 35 миллионов евро, создав 901 рабочее место. А рабочие места в обрабатывающей промышленности, в свою очередь, ведут к созданию дополнительных рабочих мест, например, в сфере обслуживания.
Наши соседи, литовцы и эстонцы, очень хорошо освоили эту аксиому - хочешь привлечь инвесторов и создать новые рабочие места - создай все необходимые для этого условия! 10 лет назад ООО Sakret хотел построить заводы в Литве и Эстонии. В обоих странах для предпринимателей были созданы самые благоприятные условия.
В Эстонии предприниматели выбрали подходящий регион и отправились в соответствующее самоуправление с просьбой помочь найти место для будущего завода. Потенциальные партнеры прошли тщательную проверку с эстонской стороны, и далее последовала очень оперативная работа. Было найдено подходящее место, самоуправление помогло приобрести землю у частника и произвести трансформацию земли из сельскохозяйственной в промышленную, спроектировать подъездные пути. Подъездные дороги предприниматели строили сами, но после завершения строительства самоуправление их откупило, в соответствии с заранее согласованной сметой. И завод начал свою деятельность. При этом важно подчеркнуть, что в ходе всего процесса не было ни малейших намеков на взятки. Кроме того, самоуправления в Эстонии получают поддержку от государства за каждого привлеченного инвестора. И в Литве у предприятия был такой же позитивный опыт в одном из индустриальных парков.
В заключение еще один, возможно не слишком политкорректный пример из Беларуси. В 2014 году белорусы начали создавать китайско-белорусский индустриальный парк "Большой камень". Своим резидентам-инвесторам парк предлагает формулу 10+10 - в течение первых десяти лет инвесторы полностью освобождаются от налога на прибыль, на недвижимость, на землю, от таможенного налога, НДС на ввезенное сырье и от других пошлин. В течение следующих десяти лет предприниматели получают скидку в 50% на все налоги. При этом ко всем работающим в индустриальном парке применяется пониженная ставка подоходного налога в 9%.
Kакой результат все это дает? Среди первых резидентов парка такие китайские гиганты как Huawei и ZTE. Интересно, что Беларусь позиционирует себя как платформу, с которой у инвесторов открывается выход на рынки Европы, России и СНГ. Когда-то на эту роль претендовала Латвия...
Латвия в ближайшее время должна выполнить те свои домашние задания, которые точно сформулировали экономисты аналитического центра Certus:
- в каждом регионе необходимо обеспечить индустриальные зоны с предложениями как для местных, так и для иностранных инвесторов;
- необходимо работать и над ответами на другие вопросы предпринимателей. Например, о квалифицированной рабочей силе. Чтобы с помощью недавно созданных центров образования по компетенции можно было быстро и эластично обеспечить квалификацию и обучение тем навыкам, которые необходимы для открытия производства;
- необходимо создать Фонд быстрого реагирования при Министерстве экономики или LIAA, средства которого можно было бы использовать для создания более благоприятных условий для инвесторов, нежели в других странах.