Желание депутатов Сейма усложнить процедуру продления временных видов на жительство (ВНЖ) может обернуться для Латвии серьезными потерями экономического и общечеловеческого характера.
23-го апреля Сейм Латвии принял объемный пакет поправок к Закону об иммиграции, в том числе депутаты решили, что за продление ВНЖ нужно будет платить 5 000 евро за каждого члена семьи. Столь кардинальные изменения были приняты в последнем, третьем чтении, после того как коалиция в течение недели поменяла свою политику в этом вопросе. 29-го апреля президент Раймондс Вейонис вернул эти поправки в Сейм на доработку.
Беря во внимание сложную ситуацию с государственным бюджетом, можно было бы понять желание законодателей начать взимать дополнительную плату за ВНЖ. Но, осмелюсь сказать, что, введя такую пошлину, Латвия рискует упустить свою большую возможность.
Такое утверждение требует пояснений, и я бы хотел наметить некоторые исторические параллели с Гонконгом 40-ых годов прошлого века. В то время Гонконг был важным портом и военно-морской базой Великобритании. Однако население это британской колонии было всего несколько сотен человек, а рядом – огромный Китай. Китай же в то время переживал один из самых сложных исторических периодов – страну раздирала кровавая гражданская война, которая завершилась победой коммунистов в 1949-м году. Для экономики Гонконга настали очень сложные времена, так как пришедшие к власти в Китае коммунисты начали переориентировать свою торговлю в сторону Советского Союза и Восточной Европы. В свою очередь США убедили Организацию Объединенных наций (ООН) ввести эмбарго на торговлю с Китаем. В результате экономика Гонконга, которая была ориентирована транзит из Китая, "высохла". Что - то вся эта история нам напоминает, не так ли?
Однако, в те нелегкие времена произошел и другой поворот. Еще до победы коммунистов, стоявшие у руля индустрии Шанхая предприниматели стали переводить свои производства и капитал в Гонконг, чтобы избежать столкновений с коррумпированным правительством националистов. Нужно отметить, что колония Великобритании в то время сильно мотивировала на такие действия, предоставляя благоприятные условия для регистрации бизнеса и переноса производства. Победа коммунистов ускорила этот процесс перевода финансовых человеческих ресурсов.
Управляющий архивом документов Гонконга в Институте Гувера при Стэнфордском Университете Минг Ча описывает события того времени как «ссылку китайского капитализма в Гонконг». В сравнении с социалистической экономикой Китая, британская колония выглядела как край возможностей и «рай капитализма». Гонконг наполнился людьми и финансовым капиталом. Практически за одну ночь, из сонного колониального склада Гонконг превратился в региональный индустриальный и финансовый центр. Это произошло во многом именно благодаря экономическим иммигрантам. Международные торговые компании, расположенные в Гонконге, быстро помогли найти рынок сбыта для будущей индустрии. Все остальное, как говориться, уже история. В 2013-ом году внутренний валовой продукт на душу населения этой когда-то отсталой страны составил 38,123 долларов США, что в 2.5 раза больше показателей Латвии (данные Всемирного Банка).
Конечно, история редко повторяется, и все параллели с событиями прошлого нужно проводить очень осторожно и взвешенно. Но это дает очень полезную информацию для размышления. Я уже неоднократно высказывался о главных вызовах для экономики Латвии, и о том, что эмиграция является одной из главных угроз экономике и благосостоянию нашей страны. О происходящем в соседней стране у нас обычно говорят как об угрозе для безопасности Латвии, однако, очень может быть, что одновременно это является и возможностью для латвийской экономики.
Следует тщательно проанализировать, насколько представления жителей Латвии о типичном претенденте на ВНЖ как о российском олигархе соответствуют действительности. Особенно, беря во внимание тенденции двух последних лет.
К примеру, в октябре 2014-го года многие бывшие журналисты российского новостного портала Lenta.ru переехали в Латвию, чтобы вместе с редактором Галиной Тимченко здесь развить независимый медийный проект Meduza. Те самые журналисты, которые подали заявления об уходе, протестуя против решения об увольнении Тимченко с должности редактора, принятого тогдашним владельцем портала и сподвижником Владимира Путина, Александром Мамутом. Неужели латвийские законодатели свою инициативу хотели обратить против этих людей? Есть и множество других примеров. Можно составить целый список из имен режиссеров, литераторов, журналистов, актеров, которые за последние пару лет вместе со своими семьями перебрались в Латвию.
Внезапная инициатива Сейма может закрыть двери для всех этих людей, которые не являются ни олигархами, ни сторонниками существующего в России политического режима. Это также станет сильным сигналом для множества других талантливых и смелых личностей, которые оценивают возможность переселиться в Латвию. Не говоря уже о том, что такие действия говорят о Латвии как о стране, о последовательности, прогнозируемости и возможности принятия продуманных и взвешенных решений в нашем государстве.
Дополнительный деньги, которые могут поступить в бюджет страны, на этот раз не стоят того, чтобы отказаться от исторической возможности привлечь человеческий ресурс и финансовый капитал, которые могут исчисляться миллиардами евро.
В тоже время нельзя не согласиться с депутатами, что необходимо способствовать тому, чтобы приехавшие давали прямую пользу и государственному бюджету. И наилучший путь в этом случае, на мой взгляд, - трансформация налога на недвижимость в «налог для богачей», как это недавно предложила министр экономики Дана Рейзниеце-Озола. А решение по вопросу на пять тысяч депутатам следовало бы изменить.