Это четвертая, последняя статья серии "Золотой мусор" — о том, что происходит в сфере сбора и утилизации отходов в Латвии. Ранее в этой серии:
Мусор в Латвии ― это вообще проблема?
Да, по крайней мере, с точки зрения требований Европейского союза. В 2005 году ЕС установил цель ― к 2020 году 50% всего муниципального мусора Европы должны быть переработаны. В Латвии по состоянию на 2019 год перерабатывается только 27%. В Риге этот показатель и того меньше ― 17%. Для сравнения, в Литве перерабатывают 48% мусора.
Как это касается лично меня?
Вам придется завести несколько мусорников. Для всей остальной Европы сортировка бытовых отходов ― обычное дело. Одни это делают, опасаясь штрафов, другие ― в попытке притормозить изменение климата. Так как Латвия ― часть ЕС, рано или поздно сортировать отходы придется и жителям нашей страны, даже если вопросы климата кажутся не столь актуальными на фоне социальных проблем. Для этой цели самоуправления обязаны создать недешевую инфраструктуру. Все эти годы Рига тянула с инвестициями в инфраструктуру, что скажется на коммунальных платежах рижан ― город должен будет вводить не только новые требования по сортировке, но и наверстывать упущенное.
Я не против сортировать, но мусор собирает одна машина. Зачем стараться, если отходы все равно оказываются на свалке вперемешку?
Рижские операторы по вывозу мусора утверждают, что это не так. Иногда одна машина, если у нее есть разные отсеки, может вывозить различные виды отходов, но на переработку отправляется весь годный для этого отсортированный мусор. Проблемой является то, что нередко в сортировочные контейнеры люди выбрасывают бытовой мусор. Так, до 50% содержания контейнеров Clean R для упаковки не годится для переработки. В таком случае бытовой мусор и загрязненный отсортированный мусор вывозит одна машина.
Как правильно сортировать мусор?
Это зависит от оператора по вывозу мусора. Одни операторы предлагают складывать все отдельно: пластмассу, картон, стекло и остальной мусор. Чаще всего в рижских микрорайонах можно увидеть три контейнера — упаковка (картон и пластмасса), стекло и прочий мусор. Весь отсортированный мусор должен быть чистым — без следов масла и остатков еды. Например, баночки из-под йогурта нужно промыть водой, и только после этого отправлять на переработку ― их вывоз будет бесплатным. Грязные баночки считаются обычным мусором. Вскоре в Риге могут появиться контейнеры для биологических отходов — еды, кожуры овощей и фруктов, кофе, чайных пакетиков. Также в столице начинают появляться контейнеры для текстиля.
У меня на кухне нет места. Где мне разместить эти три-четыре контейнера?
Разные решения доступны в магазинах мебели и бытовых товаров. Например, мусорник с двумя отсеками или встраиваемый в выдвижной ящик комплект мусорников. Как вариант ― один большой мусорник можно заменить четырьмя маленькими. Либо, как автор этого текста, держать под раковиной не только небольшой обычный мусорник, но и пакет с упаковкой, а вдоль радиатора под столом собирать пустые бутылки. Правда, надо будет привыкнуть не пинать их ногой по невнимательности.
Почему у моего дома все еще нет контейнеров для раздельного сбора?
Контейнеры в Риге обеспечивают частные операторы по сбору мусора, с ними можно связаться напрямую или через домоуправление. Однако сейчас, вероятно, нет смысла этого делать ― неизвестно, как будут вывозить мусор после 11 декабря, когда в городе завершится срок чрезвычайного положения.
Что значит ― чрезвычайное положение?
Планировалось, что создание инфраструктуры для сбора мусора ляжет на плечи монополиста Tīrīga. Но Совет по конкуренции, опасаясь, что двадцатилетняя монополия уничтожит конкуренцию на рижском рынке, 15 сентября приостановил действие договора. С тех пор в Риге объявлено чрезвычайное положение в сфере вывоза мусора. В Рижской думе пока нет четкого плана по созданию необходимой инфраструктуры, хотя Совет еще до объявления закупки, в которой выиграла Tīrīga, предупреждал Думу о рисках.
Значит, все останется по-старому?
Нет, повсеместная сортировка мусора будет введена и тарифы все равно вырастут — это неизбежно. Теперь срок, в течение которого необходимо будет окупить вложения, сократится с 20 лет до семи. Помимо всего прочего, продолжит расти налог на природные ресурсы, который призван стимулировать переработку отходов. Латвия обязана выполнить цели Европейского союза по переработке — 55% от всего бытового мусора к 2025 году должны быть переработаны. Это требует инвестиций и скажется на тарифах. Еще одна загвоздка ― на полигоне "Гетлини" скоро закончится место, и решение этой проблемы ― не из дешевых.
Что будет, если "Гетлини" переполнится?
В самом "Гетлини" видят три варианта — расширить полигон, искать новый или построить мусоросжигательный завод. Расширить полигон непросто из-за того, что его окружает частная земля. Найти новый полигон можно, но он будет находиться далеко от Риги, что сильно скажется на тарифах по вывозу мусора. Остается один вариант ― мусоросжигательный завод.
Мусоросжигательный завод — это вредно?
Нет, если на нем стоят хорошие очистные сооружения. Из-за них эти заводы такие дорогие. Эстонский мусоросжигательный завод обошелся в 100 млн евро. В то же время, в Латвийском университете считают, что сжигать мусор — это устаревший подход, и вместо этого необходимо наращивать переработку мусора. Тем не менее, Рижская дума и операторы по вывозу мусора склонны поддерживать идею строительства завода.
Где взять деньги на завод?
Пока неизвестно. Этот вопрос Рижская дума планирует обсудить после принятия бюджета 2020 года. Несмотря на точку зрения Думы и операторов по вывозу мусора, государство не готово поддержать строительство завода. Поэтому его, скорее всего, будет строить частный партнер, и это тоже скажется на тарифах на вывоз мусора. К тому же, специалисты предупреждают ― в Латвии мусора наберется разве что на один такой завод, а это значит, что он будет монополистом в своей сфере. Неизвестно, как на это может отреагировать Совет по конкуренции.