Бухгалтеры плачут, бизнесмены не знают, где взять деньги на уплату налогов авансом, потенциальные работники уезжают, дешевый алкоголь называют "латвийской нокиа", но Дана Рейзниеце-Озола уверена, что очень скоро все будет по-другому. Налоговая реформа работает, потому что она верна, считает министр финансов Латвии, которая пришла на радио LR-4, чтобы ответить на вопросы ведущей передачи "Действующие лица" Валентины Артеменко и журналиста портала Delfi Кристины Худенко.
"Только за первый месяц мы собрали налогов на 17 млн евро больше, чем в январе прошлого года. Все работает! — отрапортовала Дана Рейзниеце-Озола. - Видно, что и зарплаты повышаются, и доходы выводят из тени. Растут социальные сборы и с подоходного налога", — пояснила источник "золотого дождя" министр. Самым узким местом экономики она считает нехватку рабочей силы, но уверена, что если рабочие места с хорошей зарплатой начнут появляться — люди вернутся.
Про зарплаты и премии чиновников. Система оплаты поменялась. Раньше решение о том, сколько кому платить принималось руководителем учреждения. Но из-за разных бюджетов министерств зарплаты очень разнились. По новой системе все, кто делает схожую работу, должны получать одинаковую зарплату. Дефект этой системы: даже если вы талантливый и опытный работник с особым рвением, получать будете, как тот, что отсидит от 9 до 17 и уйдет. Поэтому система поощрений лучших нужна. Но тут тоже все на ответственности руководителя учреждения.
Про реформу госуправления. У нас на столе бумаги по новой реформе — она предусматривает снижение числа сотрудников на 6% (в среднем по всем министерствам). Это позволит лучшим платить больше. Минфин уже начал внутреннюю реформу. СГД снизил число сотрудников на 8% и будет продолжать в том же духе, работая более эффективно.
Про зарплаты президента и премьера. Они не получают премий совсем: какая зарплата есть — с той и живем.
Про возможность отмены подачи деклараций (Разве СГД и так не знает все про всех?). Пока это невозможно — не все системы государства объединены в единую сеть и "разговаривают" друг с другом. Но мы хотим уже со следующего года отказаться от деклараций в бумажной форме. А также сделать так, что информация про уплаченный подоходный налог и оправданные расходы будет автоматически поступать в СГД из учреждений здравоохранения (для начала, хотя бы с государственных) и образования, чтобы человек не занимался чеками. В Эстонии такая система работает — как-то они справились.
Про то, как будут заполнять е-декларации бабушки. Они всегда могут обратиться за помощью к консультантам в СГД. А большинство уже в состоянии сфотографировать свой чек и послать.
Про "нашу нокиа" — дешевый алкоголь. Мне не нравится это сравнение. Думаю, это неправда. Хотя, когда мы смотрели налоговую реформу в парламенте, то самые большие дискуссии были именно об акцизе.
Про уменьшенную ставку НДС на местные овощи-фрукты. Налог собирается по плану, но мы будем следить затем, чтобы эта льгота уменьшала цены на местные витамины, а не шла в карман торговцам. Сниженный НДС пока внедрен на три года — пусть торговцы докажут, что есть смысл делать такие скидки.
Про новости в налогах. В планах Еврокомиссии — дать больше возможности делать разные ставки НДС на разные группы товаров. Если сейчас у нас две сниженные ставки, то в будущем эластичности станет еще больше.
Про ограничение "оправданных расходов" (не больше 80% от оборота индивидуального предприятия). Мы приняли такое решение, чтобы индивидуальные коммерсанты платили хоть минимальные налоги, а не списывали деньги за покупки своих костюмов, машин и т. д. Все, что не является частью его бизнеса.
Про то, почему плачут бухгалтеры. Их волнует требование расшифровывать все сделки, начиная со 100 евро. Да, это требует немного улучшить бухгалтерские программы. Но мы видели, что нерасшифрованные сделки увеличивают долю теневой экономики. Поэтому нам надо видеть все сделки. Кстати, Литва уже год назад начала требовать расшифровки всех сделок с первого же евро. То есть полнейшей отчетности.
Также многих бухгалтеров волнуют ставки подоходного налога и дифференцированный минимум. Мы придумали прогрессивную систему, чтобы выиграли обладатели малых зарплат. Для тех, у кого зарплата 1600 евро (точнее, 1667 евро, - прим. ред.) — ставка 20%. Это потребует от бухгалтеров навыков в подсчетах. Но и тут СГД — лучший помощник и друг. Он помогает подсчитать налог на каждого человека. Кроме того, за последние три месяца СГД организовало почти 80 бесплатных семинаров для бухгалтеров по всей Латвии. И будем это делать впредь.
Про криптовалютные сделки. Латвия не будет пользоваться криптовалютой в официальных платежах. AirBaltic, как частная компания, может это себе позволить в качестве маркетингового хода. Но стоит предупредить, что это отрасль, в которой не хватает регулирования — можно получить большую прибыль и большой убыток. Никто не гарантирует возврат вложенных в криптовалюты реальных денег. И обложить налогом мы не можем. Это проблема во всем мире. И вообще весь бизнес с интернете имеет сложности со сбором налогов.
Про настроения инвесторов в Латвии. Иностранным инвесторам очень понравилось наше обещание три года не менять налоги — это дает чувство стабильности. Надеюсь, следующее правительство будет придерживаться этого же правила.
Про возможность отмены НДС авансом. Мы не будем отменять реверсную систему НДС в сферах, которые пользовались "карусельными схемами". Это было нелегко ввести, потому что Европейская комиссия не поддерживает такую практику. Большие старые страны боятся, что если мы здесь снизим за этот счет число "карусельных схем", то они перенесутся в старые страны Европы. Поэтому они предлагают искать другие пути борьбы с "теневой экономикой".
Про уровень "теневой экономики" Латвии. Есть разные методы ее измерения, но по всем мы видим стабильное ее сокращение в среднем на 1% в год. Быстрее всех из "тени" выходят те, на кого мы больше обратим внимание: в прошлом году внедрили реверсный НДС на зерно — сразу сборы поднялись.
Про минимальную зарплату. В 2019-2020 году минимальную зарплату менять не будем. Это было наше обещание предпринимателям после резкого подъема.
Про публикацию данных о работодателях, которые платят минимум. Я еще не успела с ним ознакомиться, но очень скоро его увидит вся страна. Там мы будем говорить о почасовой ставке, потому что есть работы (например, в сельском хозяйстве), которые имеют сезонный характер. Надеюсь, это мотивирует работодателей повысить зарплату, а СГД — пристальнее присмотреться к таким компаниям.
Про быстрые кредиты. Их объем резко вырос. Люди до сих пор верят обещаниям легких денег. Это плохая тенденция в период, когда страна развивается и зарплаты потихоньку растут. Почему я так волнуюсь? Если люди не смогут отдать кредиты, они будут вынуждены соглашаться на зарплаты в конвертах (чтобы фирмы не отбирали у них доходы) или покидать Латвию.
Про нехватку рабочей силы. Это самая узкая часть для дальнейшего подъема экономики Латвии. Только за 14 лет в ЕС Латвия потеряла 14% жителей (а Латгалия - вообще 23%). Но если будет больше рабочих мест, то и люди будут возвращаться.
Про планы в политике. Я буду баллотироваться в этом году первым номером списка СЗК в Риге. До сих пор мы не были представлены в столице, но как премьерской партии — нам пора. Конечно, я бы хотела продолжить работу в Минфине — очень многое осталось на стадии идей: улучшение сервиса СГД для иностранных компаний, освоение фондов ЕС в период, когда денег станет меньше, в том числе и из-за "брекзита".
Про освоение фондов ЕС. Тут Латвия себя хорошо показала… За 14 лет в ЕС, благодаря кохезии, мы снизили разницу уровня жизни со средним по ЕС на 17%. Увы, разница уровней жизни в разных частях Латвии — тоже велика, поэтому при распределении фондов мы уделяем внимание, чтобы побольше денег шло в регионы.
Про бездефицитный бюджет. Даже если мы на данный момент хорошо собираем налоги, это не значит, что надо все сразу проесть. Этот год — выборный — будет соблазн раздавать обещания избирателям, но нам важно начать отдавать внешний долг. А значит, в среднем периоде бюджет должен быть без дефицита.
Про шахматы. Стараюсь играть: не только за немецкий клуб, но и за шведский. Два раза в месяц по выходным еду и играю, чтобы держать себя в шахматной форме и очищать голову от политики.