Fоtо: Пресс-фото
В поисках оправдания для начала войны против Украины российские власти пытаются задним числом найти casus belli. После голословных утверждений о тайной разработке украинской атомной бомбы представители российского Министерства обороны заговорили о другом оружии массового поражения — бактериологическом. По их утверждению, на оккупированной украинской территории обнаружены военные лаборатории, в которых якобы готовились материалы для биологической атаки на Россию. Украинский генетик Александр Коляда рассказывает, есть ли под этими заявлениями фактические основания.

— Российские военные утверждают, что обнаружили на территории Украины 30 лабораторий по производству биологического оружия. У этой истории, как это часто бывает в последнее время с российской информацией, есть несколько версий. Первая — официальная: представитель министерства обороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что в этих лабораториях проводили эксперименты с коронавирусом, направленные на создание особо опасного штамма для заражения населения России. Насколько это реально чисто технически?

— Для Украины нереально. Скажем прямо, молекулярная вирусология — это не самая сильная сторона украинской науки. Мы с трудом всей страной уже на поздних этапах пандемии наладили генетическую идентификацию коронавируса, а это относительно несложный процесс. Что же касается работ по модификации вируса, то, во-первых, для них требуется специальное оборудование, пользоваться которым в нашей стране умеет от силы человек десять, которые заняты в другой сфере. Во-вторых, я не знаю ни одного украинского специалиста, у которого хватило бы квалификации для такой работы, даже если бы ему дали необходимое оборудование и заплатили миллиард долларов, которые якобы выделил на эти исследования Пентагон. Конечно, можно предположить что в этих лабораториях работали американские ученые, но тогда непонятно, зачем было размещать их в Украине. Ведь условия в США явно лучше, а возможностей больше. Да и опубликованная внутренняя документация этих лабораторий составлена на украинском. Трудно представить профессуру из США, которая так освоила наш язык, что даже документы вела на украинском.

— Есть и вторая версия. Ее продвигают со ссылкой на Скотта Беннета, якобы американского эксперта по борьбе с терроризмом. По его утверждению, эти лаборатории работали над созданием бактериологического оружия против славян и для этого изучали геном русского народа. Это довольно странная идея, учитывая, что официально российская пропаганда постулирует, что русские и украинцы один народ. Возможно ли создать смертоносные вирусы или бактерии, которые избирательно поражают определенные этносы?

— Начнем с того, что Скотт Беннет — не эксперт по борьбе с терроризмом, а человек, осужденный в 2011 году за то, что выдавал себя за кадрового военного. В качестве эксперта и "отставного офицера армии США" он дебютировал на российских пропагандистских ресурсах Sputnik и Russia Today после освобождения в 2014 году. Идея вируса, избирательно действующая на цыган, евреев или русских, выглядит пугающе и эффектно. Вы выпускаете возбудитель в мир и представители определенного этноса умирают, а все остальные остаются целыми и невредимыми. Но в реальности такого не бывает.

Чтобы продолжить чтение, оформите абонемент.

Пожалуйста, подождите!

Мы подбираем для вас наиболее подходящее предложение подписки...

Предложение о подписке не отображается? Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или перезагрузите страницу.
В случае вопросов пишите на konts@delfi.lv

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !