Фото: LETA
"Как можно за столько лет не выучить латышский?" Вопрос, который одна часть латвийского общества задает как риторический. Вопрос, который кажется абсолютно справедливым людям из других стран. Вопрос, который задают мне мои оппозиционно настроенные друзья из России, когда узнают, что я не владею латышским на уровне родного: в их глазах это перемещает меня в категорию "ленивый ватник", хотя я к ней не отношусь. Я задала этот вопрос у себя в Facebook и получила около 200 ответов.

По данным 2019 года, государственным языком владеет 88% представителей нацменьшинств Латвии. С учетом того, что в 1989 году латышским владело лишь 23% представителей нацменьшинств, это большой прогресс. По данным опроса того же 2019 года, как полностью достаточный свой уровень владения латышским оценивают менее 40% представителей нацменьшинств (38,9% хорошо воспринимают его на слух, 35,6% хорошо читают, 27,1% хорошо пишут и 34,6% хорошо говорят), как скорее достаточный его оценивают до 35% респондентов (35,9% достаточно хорошо воспринимают его на слух, 32% достаточно хорошо читают, 28,2% достаточно хорошо пишут, 30,8% достаточно хорошо говорят).

Большая часть ответов на заданный мной вопрос дана людьми, который на каком-то уровне латышский знают, но этого уровня недостаточно. И в основном ответы сводились к тому, что люди не понимают, где искать латышей, и им не с кем практиковать язык. Местные русскоязычные смеялись, когда во время пандемии тогдашний министр здравоохранения Даниэль Павлютс заявил, что не понимает, как достучаться до русскоязычной аудитории и где ее искать — неужели в "Одноклассниках"? Но и сами русскоязычные очень смутно представляют, где искать 60% населения страны — ну не в магазине же подходить к людям и предлагать дружить?.. "Я сдал экзамен на В2, но я не говорю по-латышски и не понимаю, что говорят в фильмах" — это очень частая история. Заговорить получилось только у тех, кто попал в латышский коллектив и сумел начать общаться там не только о работе.

В этом материале 15 историй — семь историй тех, кто все-таки выучил язык, и семь историй тех, кому это так и не удалось. И одна история автора, который пишет лучше, чем говорит.

Успех. Константин, 29 лет. Выучил язык в барах и на концертах

В 2013 году сдал централизованный экзамен по латышскому на 56%. В школе латышскому учили хорошо, но пользовался я им только в школе. В быту — по пальцам пересчитать тех, с кем можно общаться по-латышски. Ближе к 2015 году стал больше использовать язык — в барах и на концертах бывают не только друзья. Сейчас я пользуюсь языком почти каждый день, кроме того, смотрю на нем фильмы и читаю книги, а иногда даже пишу на нем стихи и перевожу их: как с латышского, так и на латышский.

О моей семье: бабушка не говорила по-латышски, но знала грамматику и "дрессировала" меня по ней до конца школы. Отец писал с ошибками, но говорил хорошо — правда, из принципа не говорил по-латышски ни с кем, кроме отдельных друзей. Мама хорошо пишет и читает, но читать иногда сложно — словарный запас давно не пополняла.

Чтобы продолжить чтение, оформите абонемент.

Пожалуйста, подождите!

Мы подбираем для вас наиболее подходящее предложение подписки...

Loading...

Предложение о подписке не отображается? Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или перезагрузите страницу.
В случае вопросов пишите на konts@delfi.lv

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !