Foto: LETA
Министр обороны Латвии Артис Пабрикc утверждает, что одной из угроз Балтийскому региону является изоляция или мышление изоляционистскими понятиями. В качестве одного из таких примеров Пабрикс называет нынешнее оппонирование введению евро в Латвии и подчеркивает, что "большая интеграция означает меньшую изоляцию в регионе и больше безопасности".

Посетивший Вильнюс в среду Пабрикс в интервью BNS сказал, что Балтийским странам не следует медлить с общим военным планированием, а также подчеркнул роль информационного пространства в формировании менталитета граждан, готовых защищать свою страну.

"Есть и обычные угрозы, которые маловероятны, но они всегда существуют. Есть и современные угрозы. С развитием современных технологий мы в Латвии основными угрозами, помимо традиционных угроз, называем и энергетическую безопасность, и кибернетическую безопасность, и информационное пространство", — сказал министр в ответ на просьбу высказать свой взгляд на ситуацию в регионе.

"Информационное пространство воздействует на умы людей, люди зачастую этого не видят, не понимают, однако когда они читают то, что написано, как написано, какие слова используются, какая идеология используется, то все это в долгосрочной перспективе воздействует на общество. А вы знаете, что оборона страны зависит от мотивации и патриотизма. И если люди почему-то недостаточно мотивированы этим информационным пространством, недостаточно доверяют своей власти, своему государству, то не нужна и сила. Тогда просто вопросы в стране X можно решать иными мерами. Это то, чему мы должны сопротивляться. Если так случится, опять же мы не сможем разрешить этих вопросов, не пересекая государственные границы", — сказал Пабрикс.

Он также отметил, что угрозой может считаться и оппонирование введению евро. "Что касается угроз региону — самой большой угрозой для нас является изоляция или мышление изоляционными понятиями. Например, нынешнее оппонирование евро в Латвии. Мы планируем присоединиться к зоне евро в следующем году, я не финансист, и не пытаюсь оперировать финансовыми понятиями, однако, если говорить о безопасности, то введение евро означает больше европейской интеграции", — рассуждает он.

"Больше европейской интеграции означает меньше изоляции в нашем регионе и больше безопасности. Изоляцию можно осуществить разными способами: силой, что сложнее, однако это можно сделать и создавая, например, националистическую ностальгию по отношению к собственной валюте, или национальной политике, или чему-то подобному и говорить, что это наш существенный интерес. Однако, я убежден, что лучший способ сохранения наших национальных интересов — это находиться на более широком международном рынке", — сказал министр.

Он также отметил, что попытки создать к востоку от ЕС так называемый Евразийский союз можно расценивать как попытку России увеличить свое влияние на территориях бывшей империи.

"Нас этот Евразийский союз или его планы не очень интересуют в том смысле, что мы не намерены к нему присоединяться, поскольку являемся интегральной частью маленького Европейского континента и наша интеграция должна быть в этом направлении. Между тем, если взглянуть на попытки сделать эти страны едиными, то возникает много вопросов", — сказал Пабрикс.

"Я думаю, что в России в некоторых слоях пытаются увеличить политическое и культурное влияние в регионах, где в годы завоеваний царской России у них было больше влияния. Это Кавказ, регионы Центральной Азии и Балтии. Я думаю, что Балтийские страны являются сильнейшим звеном, где это влияние не очень велико. Однако на Кавказе и в Центральной Азии эти попытки будут продолжаться. Если посмотреть с перспективы российской истории, то я понимаю, что они пытаются закрепить влияние там, где оно когда-то было. Скажем, это не слишком интересующая нас вещь, но, зная их историю, они пытаются это делать как бывшая колониальная мощь", — сказал латвийский министр.

Однако, по его словам, Евразийский союз может быть назван и "современной попыткой" реагировать на изменения на Дальнем Востоке.

"С другой стороны, это современная попытка, поскольку я думаю, что Россия прекрасно понимает рост экономической и политической мощи на Дальнем Востоке. Я думаю, что Россия должна своевременно определить направление. Ведь в России все еще есть слои, которые традиционно считают Запад врагом, оппонентом, что не совсем правильно. Я думаю, что самый большой вызов находится к востоку от нас — это демография, пустынные территории в Сибири, подъем на Востоке", — сказал Пабрикс.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!