В шестой части нашей виртуальной выставки исторических реликвий Латвии — маска "плодородия", первая географическая карта Латвии, грамота с международной выставки латышскому мастеру по изготовлению колясок и карет, свадебные предметы, а также древнеримские монеты.
Нежданные гости в масках
В Латвии маски надевали в зимний период от Мартыней (10 ноября) до масленицы (перед постом, за 40 дней до христианской пасхи), когда урожай на селе уже собран и наступает момент подумать о будущем. Это так называемое время между "старым" и "новым". Вечера Мартыня, Катрины, Андрея, Никлава, Рождества и Старого Нового года — то время, когда тьма сметает границу между реальностью и выдумкой, а маски своим неожиданным визитом удивляли домашний люд, создавая шум и хаос.
Маски, хотя и являлись "нежданными гостями", принимались хозяевами дома с благодарностью и благословением. По традиции, к гостям в деревянных масках должны были относиться с почетом. По обыкновению им давали хлеб в дорогу, однако к семейному столу "чужаков" не приглашали, хотя, порой, в "масочниках" и узнавали своих соседей. В доме между людьми и масками сохранялась символическая граница.
Маскированных гостей назвали по-разному — ряжеными, цыганами, детьми плясок, палочниками, старичками и т.д. Гости в масках имели обыкновение навещать и те дома, где отмечали свадьбу или крещение.
Первая географическая карта Латвии
Матис Силиньш является первым латышским картографом, который обобщил и издал географические карты на латышском языке. Он уделял внимание не только географически значительным объектам, но и деталям: в картах указаны проселочные дороги, малоизвестные места, поместья, фабрики, почтовые станции, корчмы и другие объекты. Силиньш объездил всю Латвию и собрал много этнографических материалов, которые позже были выставлены в Государственном Историческом музее (теперь — Национальный исторический музей).
Силиньш родился 13 января 1861 года в волости Вишинькю (позже была присоединена к волости Ремтес) в доме Кюнькюр-Калею. Учился в школе в Вишинькю и в Тукумской уездной школе. В 1879 году окончил учительскую семинарию в Ирлаве и через год начал работать домашним учителем. Позже выучился на педагога, изучал историю в Германии.
В 1882-1885 годах работал учителем в Риге, публиковался в газете "Балтийский вестник" и занимался переводами. Силиньш первым перевел на латышский язык хронику Латышского Индрика (1883 г.) и "Римскую хронику" (1993 г.) Дитлеба Алнпекеса. В 1885-1888 годах работал учителем в коммерческом училище в Москве, участвовал в вечерах московских латышей и работал в редакции журнала Austrums. В Москве он издал свои первые стихи.
В 1888 году вернулся в Ригу, с 1889 до 1898 года издавал календарь Atbalss в приложении со своей книгой. Чтобы читатели приобщались к географии, Силиньш в календаре публиковал карты Латвии, которые не только составлял, но и сам выполнял литографические работы. Таким образом, Силиньш является основателем латышской национальной картографии.
В музее хранятся разные карты, созданные Силиньшем, в том числе исторические — с нанесением границ в 13-14-м веках. Помимо подробных карт волостей, он составил "Карту Азии со всеми русскими и латышскими колониями", специальную карту сражений в Манджурии и Корее, нарисовал от руки "карту школ Латвии" и другие.
С 1908 до 1920 годы Силиньш был заведующим Рижской городской библиотеки. 1 сентября 1902 года стал заведующим Этнографического музея Латвии RLB, с 1920 года — директор музея (в 1924-м его переименовали в Государственный Исторический музей), проработал в этой должности до 1934 года.
Силиньш высоко ценил роль музея. Он полагал, что "музей по своей сути — святилище или его отдел. Надо рассеивать предрассудки, что латыши — народ без истории и традиций".
Матис Силиньш умер в 1942 году, похоронен в Риге на Первом Лесном кладбище.
Международные достижения латышских мастеров
В литературе новости о профессии тележных мастеров очень скупы. В цехах, где объединялись один или несколько родственных отраслей ремесленников, работали представители немецкой национальности. Латышам в таких цехах было запрещено работать. Только в начале 18-го века были образованы несколько должностей, которые занимали латыши. С 1866 года был введен регламент налогов для Российских торговцев и ремесленничества, что дало возможность во многих городах Латвии открыть производство по изготовлению колясок, карет и санок.
В 1887 году газета "Балтийский вестник" писала о выставке земледелия в Тукумсе, в ней участвовал и мастер по изготовлению колясок из Елгавы Петерис Аушкапс. Его "роскошная коляска" получила серебряную медаль. Аушкапс также участвовал в первой выставке латвийского сельского хозяйства, промышленности и ремесленничества (состоялась в Елгаве в 1895 году), где тоже был награжден медалью. В 1909 году Аушкапса приняли мастером в тележное братство Курземской губернии.
Неустанно работая, Аушкапс получил медаль от общественного и экономического общества Императорской Видземе и медаль от Елгавского сельскохозяйственного общества на выставке с/х в Шяуляе в 1914 году.
Материалы в Национальном историческом музее Латвии о мастере по изготовлению колясок были получены в 1995 и 1999 году от одной из его дочерей Эмилии Палкауниеце.
Cвадебные традиции латышского народа
Семейные праздники — именины, свадьба, похороны — в жизни каждого человека бывают один раз. А самой важной и наиболее богато отмечаемой традицией семейных праздников являлась свадьба.
Традиционные реликвии на латышских свадьбах — брошь, перчатки жениха, венок невесты, свадебный меч, свадебный пояс и свадебная елочка. Постепенно традиции на свадьбах менялись, и теперь сохранились лишь отдельные предметы.
Жених дарил брошь невесте после помолвки. В Курземе на броши изображались две пары рук, на другой стороне изделия, как правило, гравировались дата и текст. Невеста, принимая предложение, дарила избраннику белые перчатки, которые во время свадьбы жених не снимал даже за столом.
На свадьбе девушка в последний раз надевала на голову венок. Становясь невестой, девушка вплетала в венок разноцветные ленты. В середине 19-го века изготавливались специальные венки для невест. Они были внушительных размеров, но не предназначались для долговременного ношения — в отличие от дочернего венка, который передавали из поколения в поколение.
А свадебную елочку во время свадьбы прикрепляли к упряжке коня. Приезжая домой, елочку закрепляли около двери дома невесты или в конце стола, где сидела невеста.
Самые древние монеты, найденные в Латвии
При дворе Римского императора и среди знати янтарь был в почете. Об этом свидетельствуют античные письмена того времени. Плиний Старший (23-79 гг.) повествует, что изготовленная из янтаря фигурка стоила дороже раба, а во времена императора Нерона (37-68 гг.) янтарем украшали сети, которые в цирке защищали места для зрителей.
Регулярные связи укрепляла "Янтарная дорога", которая начиналась на полуострове Самбия (в Калининградской области), шла вдоль берега Балтийского моря до устья реки Вислы, пересекала нынешнюю территорию Польши и достигала города Римской империи Карнунтума в современной Австрии. В свою очередь, из Римской империи в Балтию отправлялись, в основном, предметы роскоши и монеты.
Самые древние монеты на территории Латвии — монеты периода Римской империи (27 год до н.э. — 476 год). В 12 кладах были обнаружены 419 монет. Правда, некоторые их них исследователи считают сомнительными: неизвестны обстоятельства их нахождения.
Большинство найденных монет — так называемые депозиты долгого накопления, в них самую младшую и старшую монеты разделяет продолжительный период времени — до 300-350 лет. Больше всего в Латвии было обнаружено римских монет 2-4-го веков нашей эры.
В Римской империи чеканка было привилегией императора, хотя на медных монетах вплоть до конца 3-го века писали буквы S-C (senatus consulto), монеты чеканились с разрешением Сената. В основании денежной системы Римской империи был золотой аурейс, который равнялся 25 серебряным денариям или 100 медным сестерциям или 200 медным дупондиям или 400 бронзовым ассам. Именно бронзовые сестерции наиболее часто встречаются на территории Латвии.
Римские монеты находят не только в кладах, но и в могильных захоронениях (преимущественно на юго-западе Латвии), местах жительства и т.д. Наиболее часто древнеримские монеты находят в юго-западной Латвии и около рек — Даугавы, Гауи, Венты, Лиелупе.
Наиболее распространенной бронзовой монетой был сестерций, стоимость которого составляла 1/4 денария. Во времена Республики сестерций содержал серебро, но уже в ранней Империи стал чеканиться из ярко-желтой латуни (орикалкум). Диаметр и вес менялись на протяжении двух столетий, составив в начале 3-го века только половину изначального размера. Монета в половину сестерция называлась дупондий.
Дупондий имел меньший диаметр и вес, и кроме того отличался от денария тем, что император на дупондии изображался в зубчатой короне. Однако, данный признак не относится к изображениям женщин и молодых цезарей. Половина дупондия называлась асс. В отличие от других бронзовых монет, которые чеканились из желтой латуни, асс чеканился из красной меди. Различие в цвете позволяло легко отличить новый, только что изготовленный асс от такого же по размерам дупондия. Однако сейчас отличить покрытые патиной дупондий и асс бывает очень тяжело.
Выпускались также монеты номиналом меньше асса (в основном в 1-м веке). Это семис (1/2 асса) и квадрант (1/4 асса). Но не все номиналы выпускались в каждом году. В некоторые годы выпускалось огромное количество сестерциев и очень мало ассов, в другие годы ситуация была обратной.
Простые римляне предпочитали использовать для покупок и сбережений серебряные монеты, бронзовые монеты использовались достаточно редко. Из-за небольшого времени нахождения в обращении до нас дошло достаточно много бронзовых монет в очень хорошем состоянии. Особенно популярны среди коллекционеров сестерции в чрезвычайно хорошем состоянии
Сейчас в запасах Национального исторического музея хранятся антонинианы и бронзовая статуэтка: одна штука — времен императора Галлиена (235-268 гг.) и 26 штук — императора Клавдия II (268- 270 гг.). Эти находки привлекают внимание местных и иностранных археологов и нумизматов.