Так случилось, что большинство картин Владимира Хотиненко срабатывали в унисон историческим событиям на его родине. "Мой фильм "Рой" про бунты случился накануне распада Советского Союза, когда стал снимать "Патриотическую комедию", случился первый путч, в 93-м сняли "Макарова" (поэт и пистолет) — второй путч, в 1995 году был "Мусульманин", а у России — Чечня… Меня, шутя, стали спрашивать: Володя, а что ты теперь собираешься снимать?"
В Ригу Хотиненко привез картину "Наследники" про преподобного Сергия Радонежского. Иронично назвав себя "записным православным режиссером", Владимир Иванович признался, что 25-й фильм стал "поздним ребенком, за которого натерпелись" — непросто шла работа над картиной, ее прокат, да и отзывы духовенства не были однозначны, что, похоже, никак не отразилось на признании зрителей. В том числе и рижских.
В данный момент Хотиненко работает над 8-серийным сериалом, приуроченным к столетию Великой октябрьской социалистической революции — события, которое перевернуло мир. "Это совершенно новые персонажи и ситуация. Но Ленин будет", — пообещал Владимир Иванович. В связи с пророческими способностями режиссера, грех было не поинтересоваться, что он сам думает о современных перспективах революции в России.
О пользе татаро-монгольского ига и революции. В школе мы учили, что татаро-монгольское иго — это плохо. Это сплошной вред и 300 лет под гнетом. Я тоже так думал. Но когда пожил немного с этим материалом, работая над картиной, получил глубокое убеждение: татаро-монгольское иго было очень полезно для России. Оно позволило нацию обогатить, разнообразить, а главное — объединить.
Теперь — про революцию. Популярна точка зрения: евреи погубили Россию. И Ленин, мол, тоже чуть ли не еврей немножко. Меня прям тошнит от такой версии. С одной стороны, все твердят о божьей воле, а с другой — о воле евреев. Но ведь не было б угодно Богу — не смогли бы? А раз смогли, значит это какое-то испытание, искушение нам было дано, которого мы не выдержали. Как иначе могло случиться, чтобы богоизбранный народ в одночасье порушил старые храмы?
Писатель Алексей Варламов в своем романе "Мысленный волк" сделал потрясающее предположение, что суровые испытания революцией и первой мировой войны, их жестокая селекция были даны России для того, чтобы вырастить поколение, которое сможет выиграть еще более страшную войну.
Еще у Варламова есть замечательное высказывание о России (жаль, не мое!), что эта странная территория, шестая часть суши, большей частью незаселенная совершенно, на которую американцы-англичане смотрят с непониманием и которую столько раз пытались отнять (не получилось!) — это ковчег, на котором спасутся "вси": и американцы, и англичане, и французы, и украинцы… Как я мыслю, не нам решать, кого брать в ковчег, а кого нет — на то есть промысел божий. А я бы еще сравнил Россию с конденсатором — батарейкой, которая собирает и дает грандиозный заряд и посыл для всего мира.
О перспективах революции в России. Вы же знаете, что Ленин, посвятивший жизнь революционному движению, сам февральскую революцию прозевал — он это время в Цюрихе просидел и лишь из газет обо всем узнал. Я не посвящал жизнь революции, хоть Ленина мне не раз предлагали сыграть (я картавлю и лысоват), но к перспективам революции отношусь спокойно — все может быть. Тут как Господь решит: что заслужили, то и будет. Либо это случится в качестве испытания.
Сам я не сторонник революции и пока на это не похоже вообще, но в России многое происходило вдруг… Взять то же Смутное время, про которое я снял "1612": вроде все потеряно, в Кремле сидят поляки, по окраинам свирепствуют бандиты, ни земли, ни денег, не на что опереться… И вдруг появляются Минин и Пожарский и начинается процесс возрождения, чьей пружины хватило на 300 лет.
Об "умом Россию не понять". Россия — мистическая страна, отчего и непонятна бывает зарубежным гражданам. Они все рационально раскладывают и совершенно не берут во внимание мистическую составляющую, а в России она — ключевая. И я имею в виду не только религиозную сущность, но и некий способ мироустройства. Где еще вы найдете сказку про печку, которая сама ездит, скатерть-самобранку, щуку, которая исполняет желания, главного героя-дурачка…
У меня в "Патриотической комедии" есть потрясающая аллегория: леопард гонится за свиньей-бородавочником, загоняет ее, но вдруг свинья разворачивается и начинает гнать леопарда.
О поколениях разврата. Фильм по роману Достоевского "Бесы" — очень важная для меня страница. Мне хотелось напомнить о великом пророчестве Федора Михалыча, которое было сделано 150 лет назад, но не было услышано. Я про слова Верховенского Ставрогину: "Дайте взрасти поколению! Одно или два поколения разврата необходимо. Разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, вот чего надо… Раскачка пойдет такая, какой мир еще не видал". И это все случилось. И не один раз. Нас предупреждали, но мы ничему не учимся. У исследователя Достоевского Григория Померанца на сей счет есть очень точная фраза: "Дьявол начинается с пены на губах ангела, доказывающего свою правоту". Я бы взял это эпиграфом к своей жизни.
О роли личности в истории. Я понимаю, что нужна яркая личность, чтобы что-то подвинуть, вроде капитана в спортивной команде, но, на мой взгляд, реальная роль отдельной личности в истории не так уж велика. Тут все скорее по гумилевской теории пассионарности (теория пассионарности и этногенеза Льва Гумилева описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами, — прим. Ред.) происходит: на какую-то территорию выпадает пассионарный луч и… в маленькой Македонии рождается великий Александр Македонский, начинаются некие процессы и пошло-поехало.
И все же, как я уже сказал, Ленин проспал Февральскую революцию. И таких случаев много, когда человек просто удачно что-то подхватывал. Но так, чтобы один человек все замечательно организовал в мировом масштабе — нет. Думаю, все же есть некая пьеса, написанная Там, наверху, а мы в ней просто исполняем свои роли. Если в пьесе есть роль для одного человека — он состоится, если ее нет, то человек может приложить огромные усилия, но ничего не выйдет…
Мероприятие проводилось в рамках дополнительной программы Международного фестиваля дипломных спектаклей театральных вузов фестиваля Stanislavsky.lv.