Унылая бедная страна, где еще и пить не умеют?
Каннский и Рижский кинофестивали отобрали для своих программ фильм словацкого венгра Дьердя Кристофа "Вон" (Out), в котором Латвия предстает унылой страной безумцев.
…На 15-й минуте рижского показа картины зал лег. Если бы актер на экране мог реагировать, он непременно обернулся бы в изумлении — ничего смешного он не делал и не говорил: главный герой фильма "Вон", сокращенный с энергетического предприятия Словакии 50-летний инженер Агостон, всего лишь изучал буклет о трудоустройстве в Латвии да хвастался дочке, что нашел работу сварщика на судоверфи в Юрпилсе.
Рано радовался. Красивая страна у моря явно не стремилась раскрыть дружелюбные объятия чужаку. Девушка-кадровик судоверфи потребовала взятку за рабочее место, под видом пожертвования на охрану животных. Поход на дискотеку с другой безумной любительницей животных Гайдой (Гуна Зариня) завершился похмельным пробуждением с чучелом безухого кролика в сумке. Новые коллеги, воспользовавшись опозданием, выставили иностранца за дверь: мол, надоело давать "таким, как ты" второй шанс. Лишь портье гостиницы, одинокий фанат кактусов, предложил бедолаге чистое полотенце.
В юрпилском баре, где по ночам суровые латышские мужики пьют голышом, Агостон встретил русского Дмитрия, который обещал доставить бедолагу "на север", где тот исполнит мечту — поймает большую рыбу, чем поправит финансовое положение. В дороге Дмитрий, лихо напиливая зигзаги по разделительной полосе, сообщил чужестранцу, что "Латвия — унылая страна, где все чертовски бедны, пить не умеют и слабаки, а радость — редкое явление".
Видимо, желая показать, что он не из таких, Дмитрий завез попутчика сперва на кладбище со своей могилой, а потом — в гости к любимой жене. Роль жертвы пластической хирургии Настюши убедительно сыграла красавица-актриса Иева Александрова-Элконе (см. выше). Латвийские русские оказались негостеприимны — к утру они избили и вышвырнули за дверь бедного Агостона — видишь ли, не понравился им дохлый кролик. В итоге свою "золотую рыбку" странник находит лишь в компании эстонских рыбаков…
Остается лишь добавить, что режиссер загадочной одиссеи Дьердь Кристоф о Латвии знает не понаслышке: он женат на актрисе Иеве Норвеле, исполнившей роль взяточницы. Фильм совместно снимали чешские, словацкие, венгерские и латвийские кинематографисты (Film Angel Studio). В этом году он попал в спецпрограмму Каннского кинофестиваля и удостоился лестной рецензии кинокритика журнала Variety. Пришедшие на показ и общение с режиссером латвийские зрители Splendid Palace безмолвствовали…
За "Динамо Рига" или за "Динамо Рига", в котором играют латыши?
На фото: директор Riga IFF Сонора Брока, директор ArtDocFest Виталий Манский, обозреватель радио "Свобода" Елена Фанайлова, глава Латвийской ассоциации журналистов Рита Рудуша, продюсер Гунтис Тректерис, режиссер Евгений Пашкевич.
По сведениям Манского, в латвийском Национальном киноцентре есть система баллов для желающих получить софинансирование на фильм: если режиссер ранее получал "Оскара" — ему дают 3 балла, если сценарий актуален в национальном ключе — 6 баллов.
"Получается, национальный момент ценится выше, чем потенциал серьезной награды? — спросил Манский у собравшихся за круглым столом латвийских коллег. — За что болеет латвийский болельщик — за "Динамо Рига" или за "Динамо Рига", в котором играют латыши? На что охотнее потратят деньги латвийские налогоплательщики — на крутого режиссера, который снимает фильм про Буркина-Фасо и под флагом Латвии получает приз значимого фестиваля, или на картину местного дебютанта про праздник солнцестояния?"
Глава Латвийской ассоциации журналистов Рита Рудуша, в прошлом редактор общественного ТВ, заверила, что "мы не болеем за латышей, а за команду Латвии, например, все переживали за Алену Остапенко, которая не латышка". При этом Рудуша признала, что для налогоплательщиков важно не только, сколько "голов" под флагом Латвии "забьют" на международной арене: "Мы должны поддерживать своих. Ведь никто, кроме местных, не будет говорить на темы важные Латвии. Не будет документалист из Буркина-Фасо интересоваться забеременевшей в 15 лет девочкой-латышкой. Кроме нас, некому поддержать местных дебютантов".
Кажется, когда нам стукнет сто — мы умрем
По мнению Виталия Манского, самое мощное латышское кино всех времен — короткометражка Герца Франка "На 10 минут старше". "Вряд ли 99% его зрителей знают, что показанный в картине мальчик — латыш, а действие происходит в рижском Кукольном театре. Но этим кино Герц Франк вписал Латвию в золотой фонд мирового кинематографа. На мой взгляд, это самое правильное — идти в мир путем создания великих шедевров, конвертируемых и не имеющих буквальной привязки".
На предположение украинского журналиста, что "латыши, как политическая нация, обязаны заботиться о сохранении идентичности и развитии своей культуры", Манский отреагировал твердо: "Во времена существования нацистской Германии была выработана и внедрена культурная доктрина, подразумевающая исключительно национальное развитие всех сфер культуры. Стремление к крайним точкам — очень опасно. Даже говорить об этом опасно. Объединение по национальному признаку всегда грозит тоталитаризмом…"
Справедливости ради в Латвии с интернациональным кино все в порядке. Продюсер Улдис Секулис рассказал, что получил латвийское финансирование на норвежскую картину, которая снималась в Северной Корее, и не получил денег на продюсируемую им картину, снимавшуюся в Украине. В прошлом году Национальный киноцентр присвоил почти полмиллиона евро вполне интернациональной картине "Что знает тихая Герда?" (копродукция с Литвой, главная роль — Леонид Ярмольник) режиссера Евгения Пашкевича. Правда, прошлый его фильм "Гольфстрим под айсбергом", который впоследствии номинировался от Латвии на "Оскара", снимался 12 лет — именно из-за нехватки денег.
По сведениям директора Riga IFF Соноры Броки, кино на чисто местную тематику сегодня набирает популярность во многих странах Европы. К примеру, в Испании больше всего зрителей собрал фильм про девушку и юношу из басков и каталонцев. В Латвии хорошо прокатилась картина про ссыльных латышей "Хроники Мелании" (копродукция с финнами и чехами). Впрочем, не хуже смотрели и совершенно не политический фильм Андриса Экиса "Свингеры".
Сейчас к выходу на экраны готовится мощная программа национального кино — 16 картин, приуроченных к 100-летию Латвии. В числе прочего местные режиссеры работают над темами Холокоста в Латвии, изучают феномен ностальгии по СССР и латвийского хомо советикуса. Как эти картины будут считываться в мировом контексте, Сонора Брока загадывать не взялась.
Серию дискуссий в рамках фестиваля документального кино АртДокФест организовало Radio Svoboda и его обозреватель поэтесса Елена Фанайлова.