По имеющейся информации, их общее число уже превысило 200 человек, среди них есть несовершеннолетние. Также известно, что до 20 граждан Бельгии погибли на этой войне, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на бельгийский телеканал RTBF.
Проблема европейских наемников в Сирии была известна давно, однако данные о числе воюющих там бельгийцев начали появляться только в последние дни, причем если вчера еще различные источники говорили лишь о "полутора-двух десятках молодых идеалистов", то сегодня уже есть свидетельства о сотнях добровольцев, отмечает телеканал.
"Мы пришли к выводу, что в этой ситуации необходимо избегать любых упрощений. Причины радикализации нашей молодежи далеко не всегда связаны с проблемами бедности или дискриминации", — сказал бургомистр Антверпена и наиболее популярный во Фландрии политик Барт Де Вевер.
"Увы, для радикальной молодежи сегодня добраться до Сирии гораздо проще, чем до Афганистана. Нужно только купить билет на самолет в Турцию", — признал он.
Бельгийский министр внутренних дел Жоэль Мильке сообщила лишь, что МВД королевства создало спецгруппу, которая отслеживает ситуацию вокруг направляющихся в Сирию молодых бельгийцев и "готовит рекомендации".
Ранее бельгийская контрразведка "Сюрте" заявила, что считает граждан Бельгии, которые возвращаются домой после участия в боевых действиях, "потенциальной террористической угрозой" для безопасности страны. Конкретных мер спецслужба тоже предложить не смогла.
Фламандский депутат Ханс Бонте предложил изымать "удостоверения личности у молодых людей, которые намерены отправиться в Сирию". Бонте заявил, "что лично знал двух молодых уроженцев Вильворде (город на северной окраине брюссельской агломерации), один из которых погиб, а другой был ранен в Сирии".
RTBF показал сюжет на тему наемников в Сирии, где привел телефонное интервью бывшего офицера французской армии. RTBF не раскрыл имени информатора, а лишь позывной — "Кален", и назвал его представителем "частной структуры, который регулярно бывает в Сирии". Таким образом, не вполне ясно, является ли он европейским наемником или советником.
По свидетельству Калена, прибывающие в Сирию европейские волонтеры — это в большинстве своем молодые люди, "никогда не державшие в руках оружия". Боевую подготовку они фактически получают прямо в ходе боевых действий, "выступая в роли "пушечного мяса".
По наблюдениям бывшего офицера, европейские добровольцы в Сирии делятся на два вида. Часть из них — это молодые люди крайне радикальных исламистских взглядов, которые, если выживают, обычно относительно быстро вливаются в отряды боевиков. Другая часть — это идеалисты, которые приезжают воевать то ли за свободу, то ли за демократию, стремясь стать героями.
Большинство из них быстро теряет желание участвовать в войне, однако вернуться из Сирии гораздо сложнее, чем попасть в нее. "Они приезжают через Турцию. В турецкой деревне у границы с Сирией их встречают люди, которые обеспечивают переход границы. В Сирии у них отбирают документы, деньги, мобильные телефоны — то есть все, что может им позволить попытаться покинуть страну", — сообщил Кален.
"Я встретил одного (бельгийца), который более не хотел воевать, и стал фактически изгоем в своем отряде. Его использовали для подручных нужд. У него не было никаких средств для возвращения в Бельгию или хотя бы для пересечения границы. Я помог ему добраться до городка Азаз (север страны, между Алеппо и сирийско-турецкой границей).
Однако еще пришлось исхитриться, чтобы нелегально перейти границу, поскольку у него не было документов. Кален упомянул, что большинство бельгийцев попадают в Сирию благодаря некой организации на территории Бельгии, однако отказался сообщить ее название. И он не ответил на вопрос, занимается ли вербовкой боевиков исламистская структура "Шариат для Бельгии".