"Вместо того, чтобы увеличить доверие в глазах Москвы и способствовать созданию доверительных отношений, мы каждое утро бьем ложную тревогу и подпитываем недоверие" в "печально известном" деле универсальных десантных кораблей типа "Мистраль", пишет в издании Le Point доктор политологии Каролин Галактерос, озаглавив статью "Запад-Россия: стратегическое танго с высокими рисками".
"Считается, что национальным и даже европейским интересам соответствует уступка давлению со стороны США, Польши и стран Балтии, — возмущается автор. — Франция отреклась от своей подписи, перенеся на неопределенный срок поставку наших судов, привязав ее к соблюдению Минского соглашения от 5 сентября, как будто оно зависит только от России!"
"Украинский кризис является тревожным свидетельством болезненного состояния отношений России и всего западного мира. Он требует от нас понять (а это не значит допустить или разделить) проблематику многонационального и федеративного государства, отношений многогранного народа со своим правителем, оскорбляющим наше изнеженное сознание", — говорится в статье.
"После окончания холодной войны Россия столкнулась с двойным вызовом, уникальным в мире для подобной империи: требовалось отказаться от видения себя в качестве альтернативного регионально интегрированного полюса мощи и мирового влияния и провести глубинные реформы своей государственной и социальной системы, чтобы приблизить ее к политическим и экономическим западным стандартам", — размышляет автор.
По мнению Каролин Галактерос, "трудности, с которыми она столкнулась в 1990-е годы, пытаясь завершить эти колоссальные перемены, заставили ее искать особый национальный путь, позволив тем самым избежать социального распада, экономической раздробленности и стратегического уничтожения".
Политолог считает, что с этой точки зрения "консервативная триада самодержавие, православие, народность стала скрепами для российской идентичности, защитив народ от брожений распада, возникших в результате открытости 1990-х", пишет Le Point.
"Быть одновременно иными и могущественными, модернизировать традицию, найти форму демократической модели, совместимую с Россией: вот квадратура круга, над которой бьются российские власти, — подытоживает Каролин Галактерос. — Чем клеймить их как допотопных автократов, лучше бы Европа помогла им претворить в жизнь этот деликатный синтез, и мировая безопасность только бы выиграла".
Очень сложно оценить последствия в случае расторжения контракта по поставке "Мистралей", заявил в интервью Le Figaro Жиль Реми, руководитель фирмы CIFAL, предоставившей услуги письменного и устного перевода при обучении российских моряков на борту французского вертолетоносца.
Помимо финансовых затрат на возмещение России уже выплаченной суммы и штрафов, непонятно, что делать потом с этими судами. "Они соответствуют российским нормам, а некоторые части остаются российской собственностью", — пояснил предприниматель.
"Продать их невозможно, а французскому флоту они не нужны. Не оставим же мы их ржаветь у причала!" — восклицает Реми.
Он также напоминает, что это на годы может испортить отношения с Россией, а также поставит под вопрос репутацию Франции на глобальном рынке вооружений.
"Будем ли мы впредь привязывать наши контракты к соответствию дипломатии стран-покупателей нашей внешней политике?" — задается вопросом бизнесмен. Реми считает, что "возобладает разум, и контракт будет соблюден".
"В течение долгих лет Ангела Меркель монополизировала прямой диалог с российским президентом. Возможно, чтобы сохранить свое лидерство в Северной Европе и Польше, канцлер ФРГ в данный момент занимает весьма антироссийские позиции, противореча политике всех своих предшественников", — заявил Реми.
По мнению предпринимателя, место того, кто может вести диалог с Россией, ныне пустует: после встречи Олланда и Путина "Франция могла бы играть эту роль".