В состав МКГ, созданной в конце 2013 года по инициативе генсека Совета Европы Торбьерна Ягланда, вошли три независимых эксперта: бывший председатель ЕСПЧ Николас Братца, бывший судья ЕСПЧ Владимир Буткевич и экс-прокурор Харьковской области Олег Анпилогов.
Группа осуществляла надзор за соблюдением требований Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) в расследовании украинскими следственными органами преступлений против Майдана. Впоследствии полномочия группы были расширены и охватили изучение хода расследования событий в Одессе, сообщает Deutsche Welle.
Эксперты отмечают, что за 18 месяцев, которые прошли после событий в Одессе, до сих пор вызывающих много вопросов, "ни одного обвинения в причастности к гибели множества людей вследствие пожара в одесском Доме профсоюзов не было предъявлено".
В своем стостраничном докладе МКГ указывает, что расследование, которое все-таки было проведено, имело ряд структурных недостатков, ему не хватало независимости и эффективности, и в целом оно не соответствовало требованиям ЕКПЧ.
В расследовании трагических событий в Одессе, как говорится в представленном в Киеве отчете Совета Европы, "никакого существенного прогресса нет". Украинские власти не демонстрируют "надлежащей тщательности и усердия". Доказательства "были потеряны" — попросту уничтожены во время уборки улицы на следующей день, само здание Дома профсоюзов было опечатано лишь через несколько дней.
Независимые эксперты считают, что одесская трагедия, как и события на киевском Майдане, "оставила глубокие шрамы в украинском обществе", залечить которые может только "независимое и эффективное расследование".
Но члены МКГ убедились, что украинское общество не верит, что такое расследование может быть проведено, и воспринимает как факт безнаказанность представителей правоохранительных органов и нежелание или неспособность властей привлечь к ответственности виновных в гибели и увечьях людей.
Эксперты признают, что задачи, стоявшие перед теми, кто непосредственно расследовал события 2 мая в Одессе, "были значительными, и их влияние на ход расследования не стоит недооценивать". Однако власти, считают члены МКГ, не должны использовать это как оправдание для своих ошибок и неудач.
Веские основания усомниться в беспристрастности расследования членам МКГ дал тот факт, что к событиям в Одессе, согласно показаниям свидетелей, были прямо причастны представители милиции, поэтому "расследование массовых беспорядков должен был вести орган, полностью независимый от МВД", считают эксперты. Неэффективным, по их мнению, было и распределение полномочий в расследовании между Генпрокуратурой Украины и МВД, а общий кадровый уровень следователей эксперты назвали "неадекватным".
Первые судебные слушания, связанные с событиями в Одессе, начались в ноябре 2014 года, обвинения — в причастности к массовым беспорядкам и в незаконном использовании огнестрельного оружия — были выдвинуты против 21 человека.
Эксперты убеждены, что решение выдвинуть обвинения сразу против 21 человека в одном деле, без индивидуализации всех деталей обвинения, негативно повлияло на ход судебного процесса.
Самым "вопиющим примером отсутствия усердия" властей расследовать события в Одессе МКГ считает то, что первые реальные усилия по выяснению причин непонятного 40-минутного опоздания пожарных расчетов к пылающему Дому профсоюзов были предприняты следствием только в декабре 2014 года.
Эксперты сделали вывод, что ход расследования одесских событий вновь продемонстрировал необходимость создать на Украине государственное бюро расследований, а расследование должно продолжиться. В МКГ надеются, что их выводы помогут властям Украины привлечь виновных к ответственности, восстановить общественное доверие к государственной юридической системе и "наконец перелистнуть эту трагическую главу в истории Украины".
…С момента трагедии в одесском Доме профсоюзов, 2 мая 2014 года унесшей жизни 48 человек, прошло полтора года, но ее расследование не продвигается, пишет Беньямин Биддер в немецком журнале Der Spiegel. Об этом сообщает Inopressa.
Как отмечает немецкий журналист, "на сегодняшний день заведено несколько уголовных дел по фактам уличных столкновений, однако дела по поводу нападения на Дом профсоюзов нет". Единственный подозреваемый был отпущен в связи с недостатком улик.
В тот день, 2 мая 2014 года, две группы противостояли друг другу, напоминает корреспондент: сторонники успешной революции на Майдане, среди которых было много националистов из Киева и Харькова, и те, кого называют "Антимайдан". Завязалась битва. Обе стороны стреляли друг в друга, шесть человек погибли. Вечером хулиганы и националисты напали на штаб-квартиру "Антимайдана" — палаточный городок у Дома профсоюзов. Пророссийские активисты забаррикадировались в здании, полетели бутылки с зажигательной смесью, начался пожар. В конце дня 48 человек были мертвы, говорится в статье.
"На самом деле все зверства были хорошо задокументированы: на многочисленных видеозаписях с мобильных телефонов запечатлены нападавшие, буквально охотившиеся на своих противников", — напоминает Биддер. Так, на одной из них запечатлено, как толпа начала избивать спустившегося из горящего здания по пожарной лестнице мужчину, после чего он сразу же забрался обратно. На других видео можно увидеть, как демонстрант избивает бейсбольной битой выпрыгнувших из окон людей.
С помощью событий в Одессе "в Донецке и Луганске зачастую оправдывают свою вооруженную борьбу против Киева, называя ее самозащитой от банд националистов-убийц", говорится в статье. Так же трактуют ситуацию и российские СМИ: по их мнению, Одесса является доказательством того, что Украина ведет целенаправленную охоту на "друзей России".
Украина сделала не много, чтобы рассеять подобные обвинения, продолжает журналист. Тогдашний губернатор Одессы даже оправдал поджог: дескать "нейтрализовать вооруженных террористов" было "законно", отмечает автор статьи в Der Spiegel.
В докладе перечислены все известные факты на сегодняшний день. И никакого заговора не просматривается. Как свидетельствовал один из активистов "Группы 2 мая", "все стало хаотичным, спонтанным, непредсказуемым". Основной причиной является "вырождение всех государственных органов, вызванных повсеместной коррупции".
90-страничный отчет Совета Европы — это также хроника бездействия властей, говорится в статье. Так, украинская милиция, согласно отчету, уже за несколько дней до трагедии знала о планах демонстрантов разгромить лагерь сторонников "Антимайдана" в Доме профсоюзов. Несколько отрядов милиции было направлено в центр города, но все они просто наблюдали за происходящим. В тот день одесской милицией командовал Дмитрий Фучеджи.
Не пришла помощь и от пожарных, хотя ближайшая пожарная часть находилась менее чем в полукилометре от Дома профсоюзов. Тогдашний глава противопожарной охраны заявил в протоколе, что он категорически запретил своим подчиненным выезжать туда, поскольку ситуация стала крайне опасной.