"Кто и как будет поставлять нам энергоносители, решать будем мы в соответствии с правилами открытости и рыночной конкуренции", — отметили в совместном заявлении глава МИД Германии Зигмар Габриэль и федеральный канцлер Австрии Кристиан Керн.
Острая, не прикрытая дипломатическими формулировками критика в адрес партнера за океаном — событие беспрецедентное для трансатлантических взаимоотношений. "Мы не можем мириться с угрозами экстратерриториальных санкций против европейских компаний, участвующих в энергообеспечении Европы!" — подчеркнули социал-демократы Керн и Габриель.
Ответная критика в адрес Габриэля и Керна
Поводом для их совместного заявления послужили принятые днем ранее Сенатом США новые санкции против России. Они затрагивают и компании, которые реализуют совместные энергетические проекты с Россией. В частности, в документе прямо указана цель США помешать строительству второй нитки газопровода "Северный поток" и способствовать увеличению поставок в Европу сжиженного газа из США вместо российского топлива.
Вскоре после обнародования заявления главы МИД ФРГ и канцлера Австрии в немецкой и австрийской прессе появились критические публикации, авторы которых прямо указывали на неравнодушие Керна и Габриэля к интересам компаний, сотрудничающих с "Газпромом".
Вспомнили и о недавнем участии обоих политиков в экономическом форуме в Санкт-Петербурге, и об ужине Габриэля с Владимиром Путиным в загородной резиденции президента РФ, на которой присутствовал и один из главных западных лоббистов "Северного потока" — экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер.
Общие интересы Берлина и Вены
То, что именно Вена и Берлин активно выступают против новых санкций США, эксперты объясняют общими интересами. "Те европейские страны, которые намерены сотрудничать с Россией в газовой сфере, в том числе в проекте" Северный поток-2 ", крайне обеспокоены. Неудивительно, что активность в нынешней ситуации проявляют компании, которые участвуют в консорциуме по строительству этого газопровода — немецкая BASF и австрийская OMV", — констатировал в беседе с DW австрийский политолог Герхард Манготт.
Обозревателей удивил непривычный формат заявления. Было бы вполне логично, если бы с таким демаршем выступили два главы правительства либо два руководителя внешнеполитических ведомств. Но и для канцлера ФРГ Ангелы Меркель, и для министра иностранных дел Австрии Себастьяна Курца это заявление стало, судя по всему, сюрпризом. Как подтвердили DW во внешнеполитических ведомствах в Вене и Берлине, текст пресс-релиза перед публикацией не был согласован ни с Меркель, ни с Курцем.
В то же время подозрения в возможных разногласиях по этому вопросу внутри обеих правящих коалиций быстро развеялись: представители правительства ФРГ и МИД Австрии отметили, что разделяют критику Габриэля и Керна в адрес Вашингтона. И в Берлине, и в Вене подчеркнули, что вопрос о введении санкций следует решать не в одностороннем порядке, а в тесном сотрудничестве между ЕС и США, как было до сих пор.
Маленький триумф украинского лобби
Показательно, что положения о санкциях против энергетических компаний, участвующих в российских проектах, содержатся в отдельном разделе законопроекта, озаглавленном "Украинская энергетическая безопасность". В Вашингтон накануне решающего голосования в Сенате США лоббировать принятие нового санкционного закона прибыла парламентская делегация Украины во главе с председателем Верховной рады Андреем Парубием.
Цель — усилить давление на Россию и помешать строительству "Северного потока-2". "Для нас это вопрос жизни и смерти", — признался в беседе с DW на условиях анонимности представитель этой делегации. Украина опасается, что с появлением второй нитки "Северного потока" она утратит позиции ключевой транзитной страны и останется как без газа, так и без козырей на международной арене.
Этот же вопрос, как сообщили DW информированные источники, активно лоббируют и представители стран Центральной и Восточной Европы, которые тоже хотят предотвратить строительство "Северного потока-2", чтобы не потерять транзитные мощности и помешать усилению экономического влияния России в Европе.
Открытое лоббирование интересов США
Американские парламентарии не скрывают, что цель новых санкций — повлиять не только на Россию, но и на страны ЕС. Эти штрафные меры должны "помочь Украине, а также союзникам и партнерам США в Европе уменьшить зависимость от российских энергетических ресурсов, прежде всего природного газа, который власти Российской Федерации используют как оружие, чтобы принуждать, запугивать и оказывать влияние на другие страны", — говорится в законопроекте, одобренном Сенатом.
В Берлине крайне раздражены тем, что США под предлогом давления на Россию вмешиваются в энергетическую политику европейских государств и открыто отстаивают собственные интересы — продавать больше сжиженного газа в страны ЕС и "создавать рабочие места в США", как прямо указано в документе.
Попытки США помешать проекту "Северный поток-2" очень чувствительны для таких стран, как Германия, Австрия, Франция или Нидерланды, отметил в интервью DW эксперт по вопросам энергетической безопасности Кристиан Эгенхофер из брюссельского Центра исследований европейской политики (СEPS).
В отличие от государств Центральной и Восточной Европы, эти страны не усматривают в строительстве "Северного потока-2" угрозу усиления энергетической зависимости от Москвы. "Влияние России, согласно этой логике, сводится к минимуму тем обстоятельством, что у ЕС имеется достаточно предложений и от других поставщиков, которые, возможно, будут предлагать газ по еще более выгодным ценам", — пояснил Эгенхофер.
Удар по трансатлантическому единству?
До сих пор Европа вводила санкции против России так, чтобы они не наносили ущерба европейским энергоконцернам. Зато международным и американским концернам от них больше вреда, замечает Кристиан Эгенхофер. "Теперь американцы меняют ситуацию в свою пользу и бьют по европейцам. В выигрыше от этой ситуации — только Россия", — констатирует эксперт.
Как ни странно, но сейчас власти Германии и Австрии возлагают надежды на Дональда Трампа. Берлин, как заявил представитель правительства ФРГ, надеется, что президент США и госдепартамент помешают принятию нового санкционного законопроекта в нынешнем виде.
Ожидается, что для окончательного его принятия, включая рассмотрение в Конгрессе и, возможно, дальнейшее преодоление вето Трампа, потребуется еще не менее полугода. Чем бы ни закончилась эта история, некоторые эксперты уже сейчас констатируют конец трансатлантического единства в вопросе об отношениях с Россией. А это, независимо от судьбы "Северного потока", не очень приятная новость для Киева, подчеркивают обозреватели.
Новые санкции США — вызов Путину, оппозиции и ЕС
Вопрос о том, "наш" Трамп или не "наш", окончательно перестал быть актуальным 13 июня 2017 года. Именно в этот день Сенат США девяносто семью голосами против двух проголосовал за новый пакет санкций против российского руководства и связанных с ним олигархов, а также целого ряда секторов российской экономики, полагает Константин Эггерт — российский журналист, ведущий программ телеканала "Дождь".
Автор колонки на DW отмечает, что новые санкции США выводят противостояние России и Запада на другой уровень и создают проблемы и для ЕС, и для Путина, и для его оппонентов.
При таком раскладе сил в Палате представителей Конгресса США будет непросто существенно изменить поправки, а президенту — наложить на них вето. Ведь оно, будет, скорее всего, без проблем преодолено тем же Сенатом. Чтобы окончательно обезопасить поправки от любых изменений, сенаторы "пристегнули" их к закону о санкциях против Ирана.
Удар по "Газпрому" и олигархам
Как отмечает Константин Эггерт, новый законопроект делает весь комплекс санкций, введенных администрацией Барака Обамы, федеральным законом. Чтобы их пересмотреть или отменить, президенту нужно будет обосновать сенаторам такой шаг. Кроме того, вводятся санкции против компаний и лиц, готовых инвестировать в проекты трубопроводов с участием России. Учитывая отсутствие собственных средств у "Газпрома" и необходимость привлечения иностранных инвесторов, этот пункт — удар по таким проектам, как Nord Stream-2, "Турецкий поток" и даже "Сила Сибири".
Под санкционный режим попадает ряд ранее не затронутых ограничениями отраслей экономики, например, судостроение, железные дороги и добыча полезных ископаемых. Желающим поучаствовать в приватизации российских госактивов нужно будет доказывать, что конечными бенефициарами в процессе не станут лица и компании, имеющие отношение к действиям против Украины, нарушениям прав человека, войне в Сирии и вмешательству в выборы в США. Это будет, мягко говоря, нелегко. Минфину США предложено в течение полугода после принятия поправок представить предложения, стоит или не стоит вводить ограничения на покупку российских государственных облигаций и деривативов.
Наконец, министерствам и федеральным агентствам предложено подготовить доклад об экономических интересах, активах и связях высшего руководства России, близких к нему олигархов и членов их семей. Это явный намек на желание ввести новые персональные санкции. Таких санкций против российских интересов никто никогда не вводил. И это не считая 250 миллионов долларов, выделенных на борьбу с "российской пропагандой и дезинформацией", а также обещания поддерживать НАТО и ЕС в борьбе с попытками официальной Москвы ослабить их, отмечает эксперт DW.
Как ответит Путин?
По словам Эггерта, законопроект создает большие проблемы Кремлю, ряду стран ЕС и части российской оппозиции. Если российское руководство во главе с Владимиром Путиным (он, кстати, впервые назван по имени в тексте поправок) хочет избежать новых санкций, то оно должно как минимум выполнить минские соглашения и прекратить поддержку режима Башара Асада в Сирии. А это трудно себе представить, полагает ведущий программ телеканала "Дождь".
В нынешней логике действий Кремля — накалить ситуацию, хотя бы для того, чтобы не выглядеть проигравшим в глазах граждан России. Ограничения на деятельность американских компаний в России, новые репрессии против НПО и закрытие бюро "Радио Свобода" — вот только несколько самых простых возможных ответов сенаторам. Признание самопровозглашенных "ЛНР" и "ДНР" — другой возможный шаг, наряду с выходом из оставшихся договоров по ядерному разоружению и Основополагающего акта Россия-НАТО.
Все это легко сделать — и все это несет в себе гигантские риски для экономической и политической устойчивости российского режима. Тем более, что часть положений нового законопроекта напрямую угрожает российской верхушке и подталкивает тех, кто не хочет оказаться в санкционном списке, выступить против нынешней линии Кремля.
Россия: новая мобилизация и политический кризис
ЕС, прежде всего тем странам, которые выступают за более мягкую линию в отношении Москвы, тоже придется делать выбор. В последнее время гости из разных стран ЕС зачастили в Россию. Нет, никто не собирается отменять санкции и отказываться от требования выполнить минские соглашения.
Однако создается впечатление, что возобновление business as usual с Москвой для многих кажется вполне возможным. Логика проста — санкции не отменяем, но подходим к ним формально, максимально расширяем число исключений, активизируемся в тех сферах, где ограничений нет или они не столь очевидны, информирует российский журналист Эггерт.
Однако у большинства европейских компаний есть гигантские интересы в Соединенных Штатах. Там действуют их филиалы, их акции торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Идти поперек американской линии им никак нельзя, особенно теперь, когда сенатские поправки делают бизнес в России зоной почти сплошного риска.
Наконец, если дополнительные санкции будут введены в действие, нелегко придется той части российских оппозиционеров, которые пытаются бороться с кремлевской политикой внутри страны, одновременно либо игнорируя, либо поддерживая нынешний внешнеполитический курс.
В том, что Владимир Путин не только ответит сенаторам, но и потребует от общества тотальной поддержки на новом витке борьбы с внешним врагом, никаких сомнений нет. Из-за роста протестных настроений это требование будет максимально громким и жестким, делает вывод Констатин Эггерт.