Вдова известного писателя Александра Солженицына Наталья в интервью французскому изданию Le Figaro поделилась мнением о своих хороших отношениях с нынешней российской властью, и о том, почему считает присоединение Крыма к России исторической справедливостью.
"Ни для кого не секрет, что у вас хорошие отношения с нынешней российской властью", — заметила журналистка издания Le Figaro Лора Мандевиль.
"Это сам Путин испытывает симпатию к Солженицыну. Я бы сказала, что он уделяет ему "внутреннее внимание". Я в точности не знаю, почему. Их несомненно сближает то, что Солженицын, как и Путин, был сторонником сильного государства", — ответила Наталья Солженицына.
На реплику французской журналистки, что российская власть отказывается смотреть прошлому в лицо и отводит главную роль Сталину, а оппозиционеры эмигрируют, вдова Александра Солженицына заметила, что "мы стоим перед лицом некой шизофрении. С одной стороны, публикуют множество книжек о Сталине, празднуют его рождение и смерть, но в то же время говорить, что власть поощряет это, неправильно. Путин ничего не говорит о подобных инициативах. Однако верно то, что он этому не противится".
"30 октября прошлого года была установлена новая стена в память о жертвах всех политических репрессий, и Путин пришел на церемонию торжественного открытия. Его присутствие было антисталинским жестом и воспринималось как таковое. Кстати, он произнес речь, в которой каждое слово было справедливо. Противоречие, отмеченное вами, является отражением раскола в нашем обществе. Путин, безусловно, считает, что, будучи президентом всех россиян, он должен принимать такое сосуществование", — сказала Солженицына.
"Какой главный урок извлек Александр Солженицын, изучая 1917 год?" — поинтересовалась интервьюер.
"Он считал, что главной причиной Февральской революции было роковое противостояние власти и образованной части общества, противостояние, продлившееся полвека. В теории это нормальное и здоровое противостояние, однако не в столь радикальной форме, когда нет места ни для какого компромисса", — ответила вдова писателя.
"Из страха перед таким радикализмом вы остаетесь открытой к диалогу с путинской властью?" — спросила журналистка.
"Да, я стараюсь придерживаться центристской линии. После того как я провела столько лет за изучением нашей истории, я боюсь новой гибельной конфронтации. У меня нет ни малейшего желания, чтобы наша образованная часть общества упорствовала в абсолютно непримиримой позиции, доходящей до абсурда. Надо критиковать власть, но также вести с ней диалог", — утверждает собеседница издания.
"Солженицын действительно призывал к тому, чтобы покончить с российским империализмом, с империей. Но я не думаю, что истинная угроза существует с этой стороны. Следует делать различие между Крымом и Донбассом. Я очень сожалею о том, что произошло в Донбассе. Русские не должны были там вмешиваться.
Но что касается Крыма, несмотря на спорный подход с точки зрения международного права, этот регион принадлежит России. Представьте развод между мужем и женой в совершенно непредвиденных условиях, например, во время войны. У них нет времени на размышление, на поиск адвокатов. Внезапно женщина или мужчина хватает какую-то вовсе не принадлежащую ей или ему вещь.
Именно так произошло с независимостью Украины. Три человека, Ельцин, Кравчук и Шушкевич, все решили без свидетелей. Никто не спросил у жителей Крыма или Украины их мнение. На мой взгляд, возвращение Крыма является восстановлением исторической справедливости", — отметила Наталья Солженицына.
"В одном интервью вы говорили, что Солженицын умер бы, увидев конфликт на Украине", — напомнила журналистка.
"Этот разрыв потряс бы его! Большая часть семьи Солженицына была украинской. Если бы он увидел пожар 2014 года в Киеве, он бы умер от горя. И в то же время он всегда говорил, что Украина уйдет. Он считал это возможным и понимал, как это будет болезненно. Но при мысли о том, что Крым и Севастополь могут покинуть Россию, он приходил в негодование!" — рассказала вдова.
"Президент Макрон бойкотировал стенд России на книжной выставке в Париже в солидарность с Лондоном после загадочной химической атаки против бывшего российского агента. Вы принимаете его позицию?" — спросила Мандевиль.
"Нет! — ответила Солженицына. — Россия была почетным гостем на этой выставке, а он не пришел на российский стенд. Я об этом сожалею. Ваш президент говорит о необходимости диалога между представителями русской и французской культуры, но в то же время отказался от посещения! Даже во времена холодной войны Франция позволяла себе независимое мнение по вопросам культуры, и это не имеет ничего общего с лояльностью в отношении военных союзников".
"Перед смертью, в 2008 году, Солженицын волновался по поводу обстановки в России?" — спросила интервьюер издания Le Figaro.
"Очень сильно волновался. Он понял, что холодная война вернется и что Россия совершила множество ошибок, как и Запад, окруживший ее военными базами, — ответила собеседница издания. — Россия переживает период, который не переживал никто. Она нуждается в помощи, но не в диктаторской и снисходительной, какую развернули Соединенные Штаты посредством МВФ".
"Большая ошибка США в том, что они думают, будто выиграли холодную войну, а Россия больше не станет достойным игроком. Никуда не годный подход! Ибо Россия, стоит на нее надавить, отскакивает, словно пружина. Она почувствовала себя униженной, оказавшейся в окружении.
Поддержка Путина большей частью объясняется подобным ощущением унижения. С Россией надо быть непреклонным, однако ставить ей ультиматумы совершенно контрпродуктивно", — подвела итог Наталья Солженицына.
Наталья Солженицына (в девичестве Светлова) — российский общественный деятель. Вдова и ближайшая помощница писателя Александра Солженицына. Президент созданного в 1974 году в Цюрихе "Русского общественного фонда помощи преследуемым и их семьям", более известного как Фонд Солженицына (в 1992 году фонд перенес свою деятельность в Москву).
Редактор-составитель выходящего с 2007 года 30-томного собрания сочинений Солженицына. Член Попечительского совета по возрождению Соловецкой обители, Совета Фонда "Увековечения памяти жертв политических репрессий".
С Александром Солженицыным познакомилась в 1968 году. С тех пор являлась секретарем, помощником Солженицына, редактором его произведений, составителем собраний сочинений и матерью его детей. В 1973 году они официально оформили брак.
Наталья Солженицына с четырьмя сыновьями и матерью выехала из СССР вслед за высланным на Запад Солженицыным. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1976 года была лишена гражданства СССР. Гражданство было восстановлено Указом Президента СССР 15 августа 1990 года.
В 1994 году вместе с мужем вернулась в Россию. 28 июля 2009 года состоялась встреча Владимира Путина с Солженицыной в рабочем кабинете премьер-министра. Темой встречи было изучение наследия Александра Солженицына в школах России.
Сын от первого брака с Андреем Тюриным: Дмитрий (1962—1994). Сыновья от второго брака с Александром Солженицыным: Ермолай (1970 г.р.), Игнат (1972) и Степан (1973).
Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В 1941 году окончил физико-математический факультет Ростовского университета. Одновременно с этим Солженицын обучался в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ).
Во время Великой Отечественной войны был арестован за критику в адрес советской власти и Сталина и провел около восьми лет в лагере. В феврале 1974 года Солженицын за издание во Франции первого тома своего романа "Архипелаг ГУЛАГ" был арестован, обвинен в госизмене и лишен советского гражданства.
Сначала Солженицын с семьей жил в Швейцарии, а затем переехал в США. С 1989 года Солженицына начали печатать в СССР, в 1990-м ему вернули советское гражданство. В 1994-м писатель принял решение вернуться на родину, где продолжил заниматься литературным трудом и вести активную общественную деятельность.
Александр Солженицын умер 4 августа 2008 года в возрасте 89 лет. Причиной смерти писателя стала острая сердечная недостаточность. Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.