Первый после падения Советского Союза глава независимой Литвы Витаутас Ландсбергис заявил, что прославление действий Сталина и Гитлера должно быть запрещено. Вместе с тем он указал, что нынешняя Россия — жертва сталинизма со стокгольмским синдромом. По словам профессора, в 1989 году у восточного соседа были хорошие возможности понять это, но страна выбрала другой путь.
На конференции Центра восточноевропейских исследований Ландсбергис вспоминал события 1989 года, пишет ru.delfi.lt.
"Исполняется 30 лет с тех пор как на Съезде народных депутатов СССР в Москве исторически оценили и осудили заключенную в 1939 году сделку между Гитлером и Сталиным — о разрушении мира, захвате земель, народов. Фактически она касалась начала Второй мировой войны", — сказал он.
Профессор подчеркнул, что после вышеупомянутого съезда мировая история могла сложиться иначе и с сожалением констатировал, что этого не произошло. Вместе с тем Ландсбергис предложил сравнить два документа — пакт от 1939 года и документ 1989 года с его осуждением.
"В пакте 1939 года обсуждались и были подписаны вместе с секретными протоколами приговоры Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве и Польше. Отчасти еще Румынии. (…) Была лицемерная формулировка: "в случае территориального политического реформирования", то есть в том случае, если произойдут политические территориальные перемены. А при этом об этих переменах уже договорились, и даже на картах все было отмечено", — заявил профессор.
"Большие московские лгуны до сих пор говорят, что война началась неожиданно", — сказал он.
Ландсбергис заметил, что СССР в 1989 году сделал шаг, который в то время "не рискнула сделать даже ФРГ, которая тогда еще "не допускала мысли об объединении двух Германий". "СССР осудил этот договор со всеми его протоколами. Это был уникальный, исторический шаг, единственно возможный в правильном направлении. В направлении правды, чести и совести", — считает профессор.
Впрочем, по словам Ландсбергиса, СССР и его наследница Россия допустили одного важное упущение. "Тридцать лет назад официально на государственном уровне был отклонен и осужден пакт между Сталиным и Гитлером как незаконный с самого момента его подписания, поэтому само собой разумеющимся должен быть запрет на прославление гегемонии Сталина и Гитлера, аннексий, военных преступлений. Но этого не сделали. Прославление преступника Сталина дискредитирует Россию. Но это невечно", — считает первый глава Литвы после восстановления ее независимости.
Ландсбергис вспомнил интервью 30-летней давности, во время которого он понял, что у России было два пути.
"Я заметил, что перед Россией было два пути: понять, что и она — жертва сталинизма, либо стать наследницей преступлений и их пользователем. К сожалению, сегодняшняя Россия выбрала второй путь. Мы должны видеть ее как жертву сталинизма со стокгольмским синдромом. Это месть Сталина. Неосталинисты сегодня провозглашают преемственность права кулака — что захватил, то мое. (…) Естественно, что сторонники дьявольского пакта надеются развалить мирный атлантический союз, их деятельность заметна. Такова сегодня проблема Северного полушария", — заключил Ландсбергис.