Турцию возмутила карикатура на ее руководителя Реджепа Тайипа Эрдогана во французском журнале Charlie Hebdo, и она взялась расследовать происшествие силами своей прокуратуры, а также готовит дипломатический демарш в адрес Франции.
Рисунок в сатирическом журнале изображает турецкого лидера задирающим подол женщине в хиджабе.
Франция пообещала, что никогда не откажется от светского характера государства и принципов свободы слова.
"Мы осуждаем крайне отвратительную попытку посеять культурный расизм и ненависть при помощи данной публикации", — заявил официальный представитель президента Турции Фахреддин Алтун. Вице-президент Фуат Октай призвал мировое сообщество осудить "этот позор". "Вы никого не обманете, прячась за свободой слова", — написал он в своем "Твиттере".
Турецкое проправительственное сатирическое издание "Мишвак" опубликовало на своей странице в "Твитере" рисунки, нацеленные против Charlie Hebdo и французского президента Эммануэля Макрона.
Французский юмористический журнал Charlie Hebdo стал известен во всем мире после того, как публикация в нем карикатур на пророка Мухаммеда в 2015 году спровоцировала нападение на редакцию, жертвами которого стали 12 человек.
Издание славится отсутствием запретных тем и эпатажем, по мнению критиков, иногда выходящим за рамки приличия. Рисунки, посвященные авиакатастрофе над Синаем в 2014 году и землетрясению 2016 года на Апеннинском полуострове, вызвали недовольство соответственно в России и Италии.
Ранее на этой неделе турецкие прокуроры возбудили дело против голландского парламентария Герта Вилдерса за размещение в "Твиттере" рисунка Эрдогана в турецкой феске, имеющей форму бомбы с надписью "террорист".
"Я хотел бы довести до президента Эрдогана простую истину: в Нидерландах свобода самовыражения является одной из высших ценностей", — заявил в ответ голландский премьер Марк Рютте.
Конфликт ценностей
Франко-турецкие отношения ухудшились в результате того, что Эммануэль Макрон заявил о намерении развернуть борьбу с радикальным исламом в своей стране, а Реджеп Тайип Эрдоган резко отреагировал на это.
Светский характер общества является одним из краеугольных камней французского конституционного строя и национальной идентичности с конца XIX века.
Эрдоган сделал ислам частью государственной политики Турции, фактически отказавшись в данном плане от наследия Ататюрка.
2 октября Макрон заявил, что часть живущих во Франции мусульман [около 6 миллионов человек] хочет создать свое "контр-общество" и обещал в начале декабря представить в парламент законопроект о борьбе с "исламским сепаратизмом".
Он призвал уделить особое внимание воспитанию детей в духе республиканских ценностей, создать вместе с Советом мусульман Франции организацию, которая позволит утвердить в стране "просвещенный ислам", а также "освободить ислам во Франции от иностранного влияния и усилить контроль за финансированием мечетей".
16 октября в пригороде Парижа Конфлан-сен-Онорин произошло резонансное убийство школьного учителя истории Сэмюэля Пати. 18-летний исламский радикал отрезал ему голову за то, что он показал ученикам те самые знаменитые карикатуры на Пророка из Charlie Hebdo.
Президент Макрон посмертно наградил Пати орденом Почетного Легиона и произнес на его похоронах эмоциональную речь в защиту свободы.
Эрдоган в ответ публично усомнился в его умственном здоровье, сравнил положение французских мусульман и евреев при нацистах и призвал сограждан бойкотировать французские товары.
Негодование в адрес Макрона и Франции выплеснулось и в других мусульманских странах.
Французские товары стали исчезать с магазинных полок в Иордании, Катаре и Кувейте. К тому же призвала влиятельная религиозная группа в Малайзии.
Великий имам исламского университета "Аль-Азхар" в Египте потребовал наказывать за "действия, направленные против ислама", как за уголовное преступление, а президент страны Абдель Фаттах ас-Сиси в среду заявил, что "свобода самовыражения должна остановиться, когда речь идет о чувствах полутора миллиардов человек".
В Бангладеш несколько сотен демонстрантов сожгли чучело Макрона.
МИД Франции призвал к сугубой осторожности сограждан, находящихся в данный момент в Индонезии, Ираке и Мавритании, где также имели место антифранцузские выступления.