Спустя год после начала войны в Украине российские элиты — высокопоставленные чиновники и бизнесмены — не смогли ни полюбить "спецоперацию", ни заставить себя громко высказаться против. Среди них по-прежнему почти нет тех, кто бы искренне разделял цели Владимира Путина в войне.
Delfi публикует этот текст эксперта Фонда Карнеги за международный мир Александры Прокопенко с любезного разрешения проекта Carnegie Politika.
Существенная часть "партии войны" — это политики, увидевшие в СВО (специальной военной операции, так в РФ официально называется вторжение в Украину — прим. Delfi) карьерный лифт. Элита из "партии мира" сосредоточилась на "малых делах" — минимизации последствий войны для российского общества. Окологосударственные и не очень топ-менеджеры продолжают адаптировать предприятия к новым условиям, стараясь пореже читать новости.
Как выяснилось в 2022 году, связать свою карьеру с государством — пойти на госслужбу либо работать в госбизнесе — оказалось значительно проще, чем расстаться с ним. Уволиться смогли немногие: готовность к моральным компромиссам, бюрократические проволочки, а также растущий страх перед спецслужбами и неизвестностью способствуют национализации российской элиты. Впрочем, сплачиваться вокруг Путина и участвовать в патриотическом угаре она тоже не торопится. Те, кому есть что терять, предпочитают спрятаться и замолчать.