Газета The Washington Post выпустила очень большое исследование в двух частях о том, как готовилось и продвигалось украинское контрнаступление, начавшееся летом 2023 года. При подготовке материала журналисты поговорили с более чем 30 высокопоставленными чиновниками из Украины, США и стран Европы, а также с более чем 20 офицерами и солдатами, воюющими на передовой. Газета подробно рассказала о том, как с самого начала между Украиной и США возникли разногласия по поводу того, как должно проходить контрнаступление, и как американская сторона разочаровалась в успехе кампании ВСУ. "Медуза" пересказывает публикации The Washington Post.
Журналисты The Washington Post выделили несколько ключевых элементов, которые определили ход контрнаступления и его первые результаты.
- При подготовке кампании офицеры из Украины, США и Великобритании провели восемь крупных военных игр на картах. "Но Вашингтон просчитался в том, как быстро украинские силы могут быть преобразованы в боевую силу западного образца — особенно, не предоставляя Киеву военно-воздушной мощи, неотъемлемой части современных вооруженных сил", — пишет издание.
- Представители властей США и Украины порой резко расходились в том, какими будут стратегия, тактика и сроки контрнаступления. Пентагон настаивал: оно должно начаться в середине апреля 2023 года, чтобы Россия не успела укрепить свои позиции. Украина медлила, не имея дополнительного вооружения и подготовки.
- США считали, что Украина могла провести лобовую атаку на российские позиции теми силами, что у нее были. По оптимистичному прогнозу, украинские войска могли бы достичь Азовского моря и отрезать российские войска на юге за 60-90 дней.
- США, основываясь на результатах военных игр на картах, выступали за то, чтобы ВСУ наступали вдоль южной оси — в направлении Мелитополя к Азовскому морю. Украинское командование настаивало на трех участках фронта: на юг — к Мелитополю и Бердянску в Запорожской области и на восток — к Бахмуту в Донецкой области.
- В разведке США считали, что шансы на успех составляют лишь 50 на 50, поскольку Россия зимой и весной создала мощную систему обороны.
- В Украине и на Западе недооценили, что Россия готова жертвовать жизнями солдат в таких масштабах, которые мало кто может себе позволить.
- Украинские военные опасались, что понесут катастрофические потери в ходе контрнаступления. В США считали, что без решительного наступления в конечном итоге погибнет больше украинских солдат, потому что конфликт превратится в затяжную войну на истощение.