Foto: DELFI
Ровно 100 лет, в 1920-м году, в Латвии начался настоящий расцвет жизни на хуторах. Крестьяне, которые до сих пор работали на земле помещиков, получили возможность построить свою жизнь - и этот процесс во многом сформировал не только современный ландшафт страны, но и многие аспекты ее культуры. Как были устроены первые хутора? Как жили люди, которые их возводили?

Эта статья - часть цикла "100 лет аграрной реформе в Латвии" (на латышском языке).

Мечта о своей земле

Доктор исторических наук Мартиньш Куплайс встретил нас рано утром у ворот Латвийского этнографического музея под открытым небом – представители музея порекомендовали его в качестве эксперта, обладающего обширными знаниями. Даже незнающему человеку он может объяснить простым языком, как было устроено так называемое новохозяйство. И не только объяснить, но и показать – на территории музея находятся различные строения, которые позволяют получить всестороннее представление о традиционном старинном латышском хуторе.

"После обретения независимости в 1918 году была поставлена цель предоставить земельные участки всем, кто хотел бы этого и мог бы их возделывать. В то время две трети земли принадлежали поместьям, и только треть находилась в руках крестьян. Поэтому в 1920 году был разработан закон о земельной реформе, который предполагал раздать всю помещичью землю людям. Самим поместьям оставили по 50 гектаров", – начинает рассказ Мартиньш Куплайс. Когда все помещичьи земли и леса оказались в Земельном фонде, было определено несколько групп людей, которым эти земли предоставляли. Среди них – кавалеры Военного ордена Лачплесиса, военные инвалиды и близкие погибших, а также крестьяне-безземельцы. Те, у кого был клочок земли, могли претендовать на расширение своих владений. Обычно хутор занимал не больше 18-22 гектаров, чтобы землю могли возделывать члены одной семьи.

Со стороны государства поддержка была значительной – крестьянам даже помогали со стройматериалами. Так как почти все земли, ранее принадлежавшие поместьям, теперь находились в руках государства, древесину продавали за треть от реальной стоимости или дешевле. "Как указано в источниках, существовало 50 тысяч или даже 75 тысяч новохозяйств. Я все же придерживаюсь мнения, что их было 45 тысяч, потому что были и дома, которые получили землю путем перекройки. Это, по-моему, и повлияло на большее число", – полагает историк.

Бесплатно в то время земельные участки не выделяли – нужно было заплатить символическую сумму: от 10 до 20 латов за гектар, и отдать их нужно было в течение 40 лет. Но если кто-нибудь продавал хозяйство, то в ближайшие десять лет на землю претендовать не мог.

"Вдумайся, – говорит Мартиньш нашему фотографу Карлису. – У тебя жена, маленький ребенок и лошадь. Ты получил 18 гектаров земли – несколько гектаров пахотной земли, уголок леса и пастбище. Лучшее место для постройки дома – возвышенность, но она поросла лесом. Что делать? Тогда ты покупаешь плуг и с семьей вспахиваешь землю". Первое лето новоиспеченные землевладельцы жили в землянках и шалашах, но дом возводили быстро – примерно за год.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!