Fоtо: PantherMedia/Scanpix
Помните фильм "Однажды, 20 лет спустя"? В нем рассказывалось о многодетной семье. Многодетную маму очень достоверно играла Наталья Гундарева. Одна из дочерей в этой семье была изобретательницей: то суперстойкий клей изобретет и его потом вся семья с пиджака директора магазина счищает, то взорвет что-то. Однажды заперлась в ванной и пообещала быть послушной. Вся семья решила — ну все, заболела. И тут — взрыв. Оказывается, девочка изобретала порох. "Ну вот, нормальный ребенок!" — обрадовалась мать. В жизни, кстати, почти как в фильме. Если бедокурит и не слушается — нормальный ребенок!

О том, почему дети и не должны быть послушны, газете "Аргументы и факты" рассказал член-корреспондент РАН, директор Института мозга человека (Санкт-Петербург) Святослав Всеволодович Медведев.

На самом ли деле все дети гениальны и согласны ли Вы с таким расхожим мнением, что ребенка можно научить абсолютно всему?

Святослав Медведев: — Во-первых, что такое гениальность? Гениальность — это серьезная поломка мозга, потому что гениальный человек склонен к такому поведению, которое неправильно. Как говорил Эйнштейн: "Все знают, что это невозможно. Приходит один, который этого не знает". Гениальность — это всегда болезнь. Пожалуй, единственный человек, кто был гениальным и адекватным, это Нильс Бор. Возьмите Лермонтова или Пушкина. Если вы прочитаете воспоминания про их жизнь, про их близких друзей, то поймете, что нельзя сказать, что с ними было легко жить.

Любой гений — это психически больной человек, потому что у него нет стандартов. Часто он просто не гениальный, а действительно сумасшедший.

И только очень немногие люди могут креативно не соблюдать стандарты. В каком-то смысле ребенок гениален, потому что у ребенка возникают ассоциации, которые вам в голову не придут, но эта гениальность никуда не ведет по одной простой причине — у гения есть еще знания, а у ребенка такого существенного компонента нет. Он соотносит вещи, которые иногда бывают несопоставимы, как сделал Бор: электрон вращается вокруг атома и не излучает, но он не знает, что нужно сопоставить. Это то, почему ребенок может стать гениальным, но не креативным, то есть от этой гениальности толку не будет.

Можно ли обучить ребенка всему, чему угодно? И да, и нет. Да, из ребенка можно вылепить до определенного что-то, что вы хотите из него вылепить. Но если у ребенка нет слуха или голоса, вы из него Карузо или Паганини не сделаете.

Ребенка можно научить читать в 3-4 года. Но когда вы учите ребенка читать в раннем возрасте или обучаете его чему-то сложному, когда у него еще не сформировался аппарат для этого, он создает некое искусственное построение для обеспечения чтения, поэтому в будущем он будет читать хуже, чем те, которые приучились к этому вовремя.
Все должно созреть, все должно быть в свое время. Более того, если мозг человека начинает развиваться слишком рано, слишком быстро, то дальше за это платят неврозами, потому что за любой разбаланс надо платить. Что такое невроз? Это болезнь рассогласования.

- Правильно ли я понимаю, что когда современные родители пытаются нагрузить своих детей уроками по какой-то новой программе, пригласить репетиторов, учить три языка, это все вредно?

С.М.: — Два языка не вредно, не знаю как три. Могу сказать, что ребенок должен быть непослушным. Послушный ребенок — это болезнь. Ребенок должен ломать вещи, чтобы понять, что внутри. Если вы заставляете ребенка учить уроки, постоянно что-то делать, муштруете его — это не воспитание. Нельзя требовать от ребенка слишком много, он должен играть, потому что игра для ребенка — это тоже познание жизни, это очень важный элемент. Если вы будете готовить ребенка к тому, чтобы он был только отличником, вы готовите олимпийского чемпиона, а теперь возьмите олимпийских чемпионов, которым 40 лет. Это больные люди. Возьмите балерин и танцовщиков в 45 лет. Они еле ходят, потому что при супернагрузках вы вычерпываете все резервы мозга. Это делать нельзя.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !