Evita Zālīte ar pavadoni
Fоtо: Mango

С Эвитой Залите, оперной певицей и матерью четверых детей, портал Tikaisievietem.lv встретилися тогда, когда ее самым актуальным проектом, по ее собственным словам, был отдых. Впереди Эвиту ждал прекрасный, свободный месяц, который она собиралась провести со своими детьми 9, 10, 11 и 12 лет и с любимым мужчиной. Море, загородная жизнь и паломничество — ключ Эвиты к спокойствию, единению с собой и миром, внутренней наполненности.

Не побоюсь силы этих слов и возьмусь утверждать, что Эвита — человек огромной энергии. Ее имя связано не только с оперой, но и с различными общественными проектами и благотворительностью. Эвита из тех женщин, чья многогранная личность научилась гармонично управлять особенностями своего характера. Эвита не акцентирует какую-то одну частичку себя, своих страстей или обязанностей, но и не забывает о них. Таких, как Эвита, называют идеальными женщинами. Однако по сути у всех нас одинаковые исходные данные, и Эвита подчеркивает, что обретение внутреннего спокойствия и его сохранение — это результат огромной работы над собой.

"Спокойствие я черпаю в природе. Она все расставляет по местам. Важно лишь следовать законам природы — ведь она все придумала за тебя. Чтобы услышать — остановись, посмотри на воду, понаблюдай за птицами. И тогда придет покой".

- Но как удержать радость и как ее вернуть? Ведь были же наверняка моменты, когда осознаешь: нет ее, радости?

- Нет, не моменты, а конкретные периоды времени, когда кажется, что голову просто не оторвать от подушки. Но это лишь вопрос отношения. У Зиедониса есть проект, который называется "Легко" — там столько всего сказано! Нужно подходить к проблемам легко, без напряжения. Мне свойственны периоды душевной тяжести, но нужно направлять свои мысли в сторону легкости. И все изменится. Нужно заставлять себя думать, что все — легко. Я себе нравлюсь, когда делаю, что должно, без лишнего напряжения. Есть, конечно, сложные дела, требующие усилий, но ничего ведь не становится легким лишь от того, что ты осознал, как все сложно. Проще становится тогда, когда о деле думаешь с легкостью. Думаю, что все деяния матери Терезы, все великие дела в мире свершались с легкостью. Например, у наших загородных соседей шесть своих детей и пять приемных. И улыбки до ушей, ни разу не видела их подавленными, хотя ведь очевидно, что не всегда им легко. Мне кажется, что легкость можно натренировать. И нужно.

А как воспитывать в себе легкость?

Потихоньку, малюсенькиими шажками. Представь себе: конец дня, вот-вот вернутся дети, и я начинаю настраивать себя, как инструмент, на определенное звучание. Вот сейчас они придут, мы поедим, потом уроками займемся, затем кружки и снова учеба. Как это можно вынести — каждый день одно и тоже? Но в голове зажигается красная лампочка, ты ловишь себя на мысли, что все усложняешь, и вот тут начинается практика маленьких шажков. Не буду взваливать на себя весь воз, начну с малого. То есть думаешь не о перспективе, а о том, что происходит здесь и сейчас — что я сделаю именно в этот момент. Представь, что тебе нужно спустить с пятого этажа кровать. Как я ее понесу, она же тяжелая, как она вообще в двери пролезет?

Но я не буду поднимать сразу всю кровать, я начну с одеял, подушек, потом отнесу матрас, затем разберу каркас и по досочкам, по частям снесу все вниз. Вот так и становится легче. Так и нужно поступать. В маленьких шажках кроется огромный смысл. Я заметила, что в разные периоды жизни у меня так и было — не большим прыжком пытаться одолеть преграду, изменить мир и потушить пожар, а малыми шажочками двигаться вперед, сантиметр за сантиметром. Оглянешься — а горы-то свернуты!

- Но необходимо огромное терпение, правда?

А как иначе! Бог нас тут, на земле, создал такими, будто на небе ему нужны чемпионы по терпению. Вся жизнь направлена на то, чтобы мы стали терпеливыми и терпимыми. В общем, настоящая школа жизни, а дети — это постоянная тренировка терпения.

- А как это — четверо детей?

С ними классно. Не без подростковых проблем, конечно. Например, с чтением. Раньше было просто: мои друзья читали, я читала, но это и понятно — особо не было альтернатив. А мои дети больше не хотят столько читать, и поэтому у них не такое богатое воображение. Мне, честно говоря, больно это видеть. Я им читаю вслух, а им больше нравится телевизор. Нашли вот новую мотивацию — смешно сказать, лат за книжку. Со старшим работает. Сначала согласился читать из-за денег — хотел себе планшетный компьютер, а потом втянулся. А младших даже деньги не прельщают.

- Может быть, вы прогрессивные родители, раз позволяете детям современные развлечения, телевизор, а не книги?

Любая картинка, созданная для тебя кем-то другим, никогда не станет твоей собственной. Это готовое видение другого человека. Читая книги, мы все-таки можем что-то себе представлять. Сказки будет столько, сколько сами сочиним. Времена будут разными, иногда тяжкими, за что-то придется платить. Но дети должны понимать, что не все можно купить за деньги. Уже с детства должно быть ясно, что все самое прекрасное, отношения и радость за деньги не купишь. Мне бы очень хотелось, чтобы их воображение было ярче. Да, желание лепить детей по своему образу и подобию свойственно всем родителям. Однако мне, как маме, важно показать, научить их соизмерять силу ума и души. Вообще-то мне тяжело признавать, что, наверное, они будут более рациональными, чем я. Это поколение в большинстве своем более рациональное, прагматичное, привыкшее трезво мыслить с самого детства. Но все-таки хочется показать, что все не так просто, что в жизни необходимо равновесие. Это и для меня самой вызов — привести в гармонию ум и душу, ведь примером быть вовсе не легко. Море книг написано о том, как найти душевное равновесие, есть несметное множество техник. А все потому, что нынче доминирует дикий капитализм, жадно съедающий душу. Душа задыхается, а ей нужны силы. И деньгами ее не наполнишь.

О чем вы мечтаете для своих детей, когда они вырастут? Мечты сбываются?

Было несколько критических ситуаций, когда я думала: с ума сойти, что же из него вырастет? Но, знаешь, не все, о чем я думаю, -- правильно, и не все должно осуществиться. Главное, чтобы человек был сердечным, честным, одним словом — настоящим. Все остальное подчинится главному. От меня зависит, что я заложу в детей. Любовь, сострадание, человечность — это обязательно должно быть. Такие огромные слова, но без них никак. И абсолютно не важно, кем станут мои дети, когда вырастут. Пусть смотрят, что и и как, что почем, что нравится-не нравится. Важно и то, что мы вместе. Они меня учат, я — их. Это — незбежная школа, и мне тоже случалось застрять в том же классе на второй год. Это так, и я очень часто ловлю себя на том, что вот сейчас меня отсадили назад, чтобы я подумала о том, что делаю, как говорю, чего хочу добиться. Как известно, дети нам не принадлежат. Это факт. Мы лишь должны помочь им вырасти.

Бывают ли конфликты? И как вы с ними справляетесь?

Так как их четверо, то они дико конкурируют между собой. Все конфликты реализуются в их внутренних разборках. Моя задача — не вмешиваться, не реагировать и оставаться неподалеку, фоном. Я по своей природе такова, что могла бы без устали носиться между ними, разнимать и поучать. Но так нельзя. Они должны учиться разрешать ситуации сами. Естественно, иногда я не выдерживаю, но при этом понимаю, что это абсолютно бессмысленно, никакого в этом нет прока. Тяжело, что день за днем звучит все та же песня, все та же музыка, и ее нельзя просто взять и выключить, нужно подождать, пока они сами сменят пластинку.

Если бы вам пришлось передать послание миру, о чем бы оно было?

Бог одарил меня особенностью — отсутствием ярко выраженной границы частной собственности. Никогда не было проблемой отдать вещи, делиться тем, что имею, и попросить прощения никогда не было сложно. Мы должны больше делиться. Я жажду, чтобы дети были сильными. Они — часть нашего ослабевшего общества. Дети, которые воспитываются в детских домах, не могут стать нормальными людьми. Мы все связаны между собой, и одному не будет хорошо, если другому плохо. Это тяжело объяснить, но я знаю, что это именно так. Я без лишних раздумий приняла участие в проекте Baby Box. Мы не будем осуждать матерей, оставивших своих детей, потому что очевидно: их положение было трагичным, с долгой предысторией. Мы иногда думаем: а что сами получим Вместо того, чтобы думать: а что могу дать я? Какой старт мы можем предложить?

(Публикуется в сокращении. Полный текст на портале Tikaisievietem.lv)

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !