Многие молодые родители согласятся: одно из самых тяжелых испытаний, связанных с рождением малыша (не считая, конечно, груза ответственности за новую жизнь), — это нехватка сна. Постоянное недосыпание может привести к разладу в отношениях молодых супругов, а у только что родивших женщин — стать причиной послеродовой депрессии.
И даже если вам повезло, и ваш малыш — один из тех редких младенцев, которые хорошо спят по ночам, все равно полностью избежать подъемов среди ночи вам не удастся, как не удавалось многим поколениям родителей задолго до вас. Но, может быть, технологии XXI века помогут решить или хотя бы сгладить эту многовековую проблему?
Одно из возможных решений — футуристически выглядящая колыбель под названием "Сну" (Snoo, по созвучию с английским snooze, "вздремнуть"), которая автоматически укачивает младенца.
"Сну" — это попытка инженеров воспроизвести для ребенка ощущения, звуки и чувство защищенности, которые он испытывал в утробе матери. Но возможно ли такое без участия человека, без участия самой матери?
Когда "Сну" слышит плач младенца, она подбирает самый правильный белый шум и укачивающие движения для того, чтобы его успокоить. Производители утверждают, что ощущения, сродни тем, которые ребенок испытывает в утробе матери, добавляют ему час сна, а то и больше.
Для вымотанных бессонными ночами родителей эти слова прозвучат как музыка. Кроме того, спальный мешочек "Сну", в который помещают малыша, укутывает его и удерживает в безопасной позе на спине.
Такая поза рекомендована Американской академией педиатров, Национальной системой здравоохранения Великобритании и многими благотворительными обществами, заботящимися о здоровье детей.
А вот сон на животе несет серьезный риск синдрома внезапной детской смерти, смерти в колыбели. За последнее десятилетие процент таких смертей в Британии значительно снизился, и тем не менее более 3,5 тыс. младенцев по-прежнему умирают от него каждый год. Так что технология, оберегающая ребенка от такой угрозы, сама по себе заслуживает внимания и одобрения.
Сконструировавший "Сну" швейцарский инженер Ив Беар особенно гордится тем, что его изобретение "по-настоящему меняет жизнь": "Это технология, которая глубоко гуманна, поскольку служит и родителям, и малышам".
Без сомнения, "Сну" сконструирована толково. Как говорит Беар, основной целью было обеспечить технологическое решение, которое не было бы чересчур заумным или требующим от родителей специальной подготовки.
Минималистский дизайн умело скрывает датчики, микрофоны и механизмы, помещая младенца в мягкие, стираемые материалы. "Сну выглядит практично и в то же время приятно для глаза.
Создатели "Сну" называют свой аппарат "персональным помощником, готовым укачивать вашего малыша 24 часа в сутки, семь дней в неделю", освобождая родителей для других дел. В то же время "Сну" не предназначена для работы без наблюдения человека.
Хотя идея всегда иметь под рукой безотказную механическую няню весьма привлекательна, она поднимает некоторые непростые вопросы. Например: может ли технология полноценно заменить малышу родительскую ласку, неразрывную связь с родителями, возникающую в самые первые дни после рождения?
Мариана Пестана, одна из кураторов экспозиции "Будущее начинается здесь" в лондонском Музее Виктории и Альберта, так говорит про "Сну": "С одной стороны, это выглядит как потрясающее изобретение и очень практичная вещь для родителей. Но с другой — вызывает весьма тревожные мысли о том, что мы доверяем заботу о наших детях технологиям".
Технологии давно поселились в наших домах. Они уже понимают, какую температуру мы предпочитаем в той или иной комнате, узнают нас в лицо. Но насколько далеко может зайти наше доверие к ним?
Они, по словам Пестаны, создают определенную иллюзию заботы, они заставляют нас поверить в то, что мы окружены этой заботой…
Но это всего лишь алгоритмы, формулы и технологические объекты. У них нет эмоций и сочувствия, поэтому они не способны по-настоящему заботиться о нас.
У младенцев есть лишь один способ коммуникации с миром — плач. Их плач может означать разные вещи: "мне хочется есть", "смените мне пеленки" или "уделите мне внимание".
Как машина может отличить одно от другого? И если, например, ребенок плачет от страха или от того, что плохо себя чувствует, захотят ли родители в такие моменты заниматься другими делами, игнорируя плач и надеясь, что машина обо всем позаботится?
Возможно, именно поэтому "Сну" сконструирована так, что если после трех минут работы аппарата ребенок по-прежнему плачет и не успокаивается, машина останавливается и зовет родителей.
Да, технологии давно уже помогают родителям справляться с их непростыми обязанностями. Всевозможные моторизированные качели, аудио и видеомониторы, позволяющие следить за состоянием ребенка… Многие родители рады любой помощи, и "Сну", без сомнения, имеет успех у тех, кто видит в этом способ облегчить родительскую долю и меняющее правила игры устройство.
Некоторые компании даже стали предоставлять своим сотрудникам "Сну" в качестве бонуса. В ряде больниц изучается эффективность изобретения швейцарца в ходе клинических испытаний.
В Кентуккском университете (США) "Сну" применяли для ухода за более чем 150 младенцами. "Все родители полюбили эту кровать. Я видела, как спокойно младенцы спят в "Сну", — рассказывает Лори Шук, заведующая одного из отделений университетской больницы.
Ив Беар твердо убежден в том, что "технологии должны работать рука об руку с людьми. И роль конструктора состоит в том, чтобы определить, какими должны быть отношения машины и человека, чтобы расширить, а не заменить наши человеческие возможности".
Есть поговорка: "нужна целая деревня, чтобы вырастить одного ребенка". И действительно, многие родители согласятся на любую помощь, особенно на такую, которая позволит им поспать лишний час. Но что будет, когда технологии настолько поумнеют, что мы больше не станем нуждаться в "помощи деревни"?
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.