Набрав 123 добровольца, исследователи попросили их на протяжении недели усилием воли заставлять себя выходить за рамки естественных потребностей в общении — первыми заговаривать с незнакомцами, вести более активную социальную жизнь и в целом вести себя как экстраверты.
Следующую неделю те же добровольцы должны были провести как интроверты: больше молчать и не предпринимать никаких дополнительных усилий для того, чтобы инициировать общение.
Подобные эксперименты проводились и раньше, однако они были не столь продолжительными.
Профессор Калифорнийского университета, автор нескольких книг по психологии счастья и уроженка Москвы Соня Любомирски решила проверить, может ли притворная экстраверсия помочь людям улучшить качество жизни на протяжении длительного отрезка времени. "Результаты исследования демонстрируют, что для многих людей изменение привычного поведения в обществе — вполне достижимая цель, а экстраверсивное поведение существенно повышает самочувствие и ощущение комфорта", — утверждает профессор Любомирски.
"Мощный эффект"
Поскольку в американской культуре быть экстравертом похвально и в целом вызывает одобрение в обществе, а интроверсия ассоциируется с неудачами, замкнутостью и изолированностью, авторам исследования пришлось для начала подобрать более нейтральные и дипломатичные слова для описания обоих видов поведения.
Для экстравертов подобрали такие определения, как "разговорчивый", "напористый" и "непосредственный", а для интровертов — "осмотрительный", "спокойный" и "сдержанный".
Потом обеим группам добровольцев (участники одной должны были вести себя как интроверты, другой — как экстраверты) сообщили, что ранее проведенные исследования доказали пользу обоих видов поведения для студентов с точки зрения успеваемости.
Наконец, участникам предложили в течение недели следить за своим поведением и быть настолько разговорчивыми, напористыми и непосредственными (или осмотрительными, спокойными и сдержанными — в зависимости от группы), насколько у них получится.
Через семь дней (за это время участники трижды получили от организаторов имейл с напоминанием поставленной задачи) обеим группам были даны прямо противоположные установки — и эксперимент продлился еще неделю.
В результате участники обеих групп сообщили об улучшении самочувствия и качества жизни по итогам "экстраверсивной недели" и ухудшение общего состояния — после "интроверсивной". При этом интересно, что "экстраверты поневоле" не сообщили ни о каком дискомфорте или других психологических трудностях, вызванных неестественным поведением.
"Манипуляции с собственным поведением и стремление к большей экстраверсии существенным образом улучшают самочувствие, — подытоживает Любомирски. — Причем совершать подобные манипуляции на протяжении целой недели, кажется, куда проще, чем мы думали раньше, а вот произведенный эффект может быть на удивление мощным".